Дистанционный курс "Новый Завет" |
Записаться на курсП Р О Г Р А М М АДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (ДИСТАНЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ по профилю основной профессиональной образовательной прогрммы "Теология"
НОВЫЙ ЗАВЕТ
1 часть
Нагорная проповедь
1. Цель освоения дисциплины:
Курс предназначен для учащихся по программе дополнительного образования ББИ, разработан в соответствии с концепцией программы «Теология» и включает в себя экзегетический анализ новозаветных текстов, наиболее показательных с историко-критической и богословской точек зрения. Цель курса в том, чтобы познакомить слушателей с основными научными концепциями и толкованиями Нового Завета. В данной части рассматривается проблема сложения корпуса четырех евангелий и книги Деяний апостолов. Тексты рассматриваются в контексте всего корпуса Нового Завета, а также на фоне исторической ситуации эпохи, что создает более насыщенный контекст для полноты представления о смысле этих книг. В курсе используются также элементы герменевтического и текстологического анализа, при этом учитывается языковая проблема и дается богословский анализ текстов.
2. Настоящий курс решает следующие основные задачи:
— освоение системного комплекса знаний о новозаветных текстах и главных богословских темах, в них содержащихся;
— овладение навыками анализа новозаветных текстов с богословской точки зрения; — ознакомление с современными экзегетическими концепциями. В результате освоения данного курса слушатель смжоет приобрести следующие компетенции:
знания:
— специфики новозаветных текстов и их богословской проблематики;
— различных толкований и интерпретаций этих тем у древних и современных авторов; — особенностей толкования и интерпретаций в зависимости от переводов; — проблематики современных библейских исследований.
умения:
— воспринимать новозаветные тексты как источник формирования богословских взглядов древней церкви;
— анализировать новозаветные тексты, привлекая разные переводы и комментарии; — составить целостную картину новозаветного богословия, опираясь на разбросанные в тексте высказывания новозаветных авторов; — понимать динамику развития христианских представлений о мире в ранний период.
3. Содержание программы курса.
2 часть.
Богословие апостола Павла
4. Распределение часов по темам и видам работ (1 семестр):
Распределение часов по темам и видам работ (2 семестр):
6. Виды самостоятельной работы слушателей:
1 семестр «Нагорная проповедь»
Написание реферата по лекциям о Мф 5:1-37.
Разобрать этот большой отрывок на несколько смысловых отрывков и кратко пересказать суть каждого.
Внимание: это НЕ задание на работу с комментариями или самостоятельное мышление. Проверяется степень усвоения материала.
Реферат должен составлять не менее 15 тыс. знаков (с пробелами).
Написание эссе на одну из предложенных тем.
Луц, У. Нагорная проповедь (Мф 5-7)// Словарь "Иисус и Евангелие". ББИ., М., 2014. Спорные попытки реконструировать историю традиции, но качественный филологический анализ и ценный раздел по истории интерпретации.
Дэвидсон, Р. Пламя Яхве. Сексуальность в Библии Дэвисона "Пламя Яхве". Эксмо, 2015.
Инстон–Брюер, Д. Развод и повторный брак в церкви. 2003
2 семестр. Самостоятельные работы по курсу Новый Завет «Богословие апостола Павла»
Темы рефератов
8. Оценка качества освоения программы:
Рефераты и эссе:
Итоговая аттестация - рефераты и эссе оцениваются преподавателем по пятибалльной системе и сопровождаются отзывом.
9. Кадровое обеспечение (список составителей программы дисциплины):
Глеб Гарриевич Ястребов
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
1. Литература для изучения курса Новый Завет «Нагорная проповедь».
Основная литература:
Иероним Стридонский, Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея (Москва, 1998). Одно из классических толкований святоотеческой эпохи.
Луц, У.Нагорная проповедь (Мф 5-7) (Москва, 2014). Спорные попытки реконструировать историю традиции, но качественный филологический анализ и ценный раздел по истории интерпретации.
Флуссер, Д. Иисус (Урал LTD, 1999). Давид Флуссер, крупный знаток раввинистической литературы, хорошо показывает укорененность учения Иисуса в иудаизме.
Дополнительная литература:
Bruner, F. D.The Christbook: A Historical/Theological Commentary (2 vols.; Grand Rapids: Eerdmans, 2004). Размышления пресвитерианского библеиста, активно учитывающие церковную экзегезу разных времен (в том числе святоотеческую), уделяют основное внимание богословской стороне текста. Написано живо и неординарно.
Davies, W. D., &D. Allison. A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel According to Saint Matthew (3 vols.; Edinburgh, 1988–1997). Самый монументальный из существующих комментариев на Евангелие от Матфея. Опять же история формирования текста реконструирована спорно (как признавал впоследствии Эллисон), и есть опасность за деревьями (деталями) не увидеть леса (общей богословской линии). Однако очень сильно поставлен филологический анализ.
Nolland, J.The Gospel of Matthew: A Commentary on the Greek Text (Grand Rapids: Eerdmans, 2005). Либеральная англиканская библеистика в респектабельном проявлении. В своей обстоятельности комментарий немногим уступает «Дэвису-Эллисону», причем филологические нюансы изложены проще и доступнее.
2 Литература для изучения курса Новый Завет «Богословие апостола Павла».
Бил, Г. К., и Д. Карсон, ред., Ветхий Завет на страницах Нового. Том IV: Послания апостола Павла(Черкассы, Коллоквиум, 2015).
Бокэм, Р. Иисус и женщины. Роль женщин в первоначальном христианстве (Москва: ЭКСМО, 2015).
Макрей, Дж., Жизнь и учение апостола Павла (Черкассы: Коллоквиум, 2009).
Райт, Н.Т., Что на самом деле сказал апостол Павел (Москва: ББИ, 2003).
Хаакер, К., Богословие Послания к Римлянам (Москва: ББИ, 2006).
Хейз, Р., Отголоски Писания в Посланиях Павла (Черкассы: Коллоквиум, 2011).
Ястребов, Г., Работа с научной литературой по Новому Завету (Москва: СФИ, 2014).
Barclay, J. Pauline Churches and Diaspora Jews (Tübingen: Mohr Siebeck, 2011).
Blum, A. Pseudepigraphie und literarische Fälschung im frühen Christentum (Tübingen: Mohr Siebeck, 2001).
Campbell, D. The Deliverance of God: An Apocalyptic Rereading of Justification in Paul (Grand Rapids: Eerdmans, 2009).
Donelson, L. Pseudepigraphy and Ethical Argument in the Pastoral Epistles (Tübingen: Mohr Siebeck, 2011).
Dunn, J. D. G. The Theology of Paul the Apostle (Grand Rapids: Eerdmans, 1998).
Horsley, R. Covenant Economics: A Biblical Vision of Justice for All (Louisville: Westminster John Knox Press, 2009).
Keener, C. Paul, Women, and Wives: Marriage and Women's Ministry in the Letters of Paul (Grand Rapids: Baker Academic, 1992).
Kim, S., Christ and Caesar: The Gospel and the Roman Empire in the Writings of Paul and Luke (Grand Rapids: Eerdmans, 2008).
Sanders, E., Paul and Palestinian Judaism (London: SCM Press, 1977).
Silva, M. “Faith Versus Works of Law in Galatians,” / Justification and Variegated Nomism: The Paradoxes of Paul(ed. D. A. Carson, Peter T. O’Brien, Mark A. Seifrid; WUNT 181; Grand Rapids: Baker, 2004), 217-248.
Wilder, T. Pseudonymity, the New Testament, and Deception (Lanham: University Press of America, 2004).
Wilson, R. Colossians and Philemon (London: T & T Clark, 2005)
|