Цель курса «Богословие иконы» – выявить место иконы в современной культуре как внутри церковной традиции, так и в общекультурном контексте.
В ходе курса студенты могут получить представление об иконе не только как о произведении церковного искусства, но прежде всего как о духовном явлении, глубоко укорененном в христианском мировоззрении. Раскрытие связи Слова и Образа, основанного на Священном Писании и всей последующей святоотеческой традиции, помогает понять икону во всей полноте и глубине. Программа курса предполагает изучение догматических аспектов иконопочитания, эстетических и богословских концепций иконы в ее историческом развитии, а также исследование различного рода источников (документов Соборов, творений св. отцов и современных исследователей, иконописных подлинников и проч.).
1. Библейские корни иконопочитания. Понятие образа в Св. Писании и Предании. Библейские основы иконопочитания. Икона и иконичность. Канон и свобода творчества. Художественный язык иконы и его отличие от других видов искусства. Как «читать» икону?
2. Христология иконы. Противоречит ли икона второй заповеди Декалога? Икона с точки зрения догматики. Иконоборческие споры и ответ Церкви. Иконография Иисуса Христа. Трулльский (682) VII Вселенский (787) и другие соборы об иконопочитании. Торжество Православия. Иконография Троицы. Икона и тринитарный догмат. Можно ли изображать Бога-Отца? Русские соборы (Стоглав 1551 и Большой Московский 1666-67) о церковном искусстве.
3. Антропология иконы. Христианские добродетели (вера, надежда и любовь) и иконография Богоматери. Иконография святых. Иконография праздников.
4. Исихастские споры и их отражение в иконографии. Богословие свт. Григория Паламы и творчество Феофана Грека. Учение о Троице преп. Сергия Радонежского и творчество Андрея Рублева. Дионисий — небесная гармонии как ответ на земные нестроения (спор иосифлян и нестяжателей).
5. Икона в контексте современной культуре . Взаимоотношения с традицией: возрождение или реконструкция? Искусство или ремесло? Где проходят границы канона? Как развивается иконография сегодня? Может ли икона быть авторской? Как влияет на икону массовая культура? Новые формы иконопочитания или новое иконоборчество? Для чего нужна икона? Есть ли у иконы будущее?
КАК УЧАТ?
Курс «Богословие иконы» преподается с помощью дистанционных образовательных технологий: видео-лекции, вебинары, электронные библиотеки текстов и изображений, электронное тестирование, а также предполагает самостоятельную работу слушателей с литературой, написание рефератов и эссе.
Распределение часов по темам и видам работ.
№ п/п |
Разделы и темы дисциплины |
Аудио-лекции (в часах) |
Виды занятий (в часах) |
Самостоятельная работа (в часах) |
||
Веб-семинары (факультативно) |
Консультации |
Контрольные работы |
||||
Тема 1. |
Слово и образ: богословские основы иконопочитания. |
2 |
4 |
2 |
4 |
6 |
Тема 2. |
Христология иконы.
|
2 |
4 |
2 |
3 |
6 |
Тема 3. |
Антропология иконы.
|
2
|
4 |
2 |
3 |
6 |
Тема 4. |
Исихастские споры и их отражение в иконографии.
|
4 |
4 |
2 |
4 |
6 |
Тема 5. |
Икона в контексте современной культуры.
|
4 |
4 |
2 |
4 |
6 |
|
Итоговая курсовая работа |
|
|
|
|
14 |
Общее количество часов |
|
14 |
22
|
10 |
18 |
44 |
Итого по дисциплине – 108 часа.
Учебный план курса «Богословие иконы»
|
Название темы
|
Кол-во часов |
Форма контроля |
сроки |
|
Аудиолекции
|
Самостоят. работа |
||||
1. |
Образ, канон, традиция. Библейские корни иконопочитания. Икона и иконичность. Художественный язык иконы. |
2 часа/10 часов |
реферат |
10 октября 2016 г. |
|
2. |
Христология иконы. Икона с точки зрения догматики. Иконоборческие споры и ответ Церкви. Иконография Иисуса Христа и Св. Троицы. |
2 часа/9 часов |
тест |
25 октября 2016 г |
|
3. |
Антропология иконы. Иконография Богоматери, святых, праздников. |
2 часа/9 часов |
тест |
10 ноября 2016 г. |
|
4. |
Исихастские споры и их отражение в иконографии. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. |
2 часа/10 часов |
реферат |
25 ноября 2016 г. |
|
5. |
Икона в контексте современной культуре. |
2 часа/10 часов |
эссе |
15 декабря 2016 г. |
|
6. |
Семинар/Консультации с преподавателем |
4 часа/10 часов |
|
|
|
7. |
Итоговая работа на тему по выбору слушателя. |
12 часа |
курсовая |
15 января 2017 г. |
|
|
|
Всего: 72 часа |
|
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины. Освоение дисциплины предполагает использование компьютера, интернета, скайпа и др. программ.
Образовательные технологии: активные и интерактивные формы проведения занятий (аудио-лекции, веб-семинары).
Оценка качества освоения программы:
Форма текущего контроля успеваемости: эссе или тест по каждой теме и итоговая курсовая работа.
Темы контрольных работ (тестов):
Тесты или эссе на знание основных проблем и вопросов, освященных в лекциях. Тему итоговой курсовой работы слушатель может предложить сам.
Темы рефератов и эссе:
Кадровое обеспечение (список составителей программы дисциплины):
Ирина Константиновна Языкова, искусствовед, кандидат культурологии.
Стоимость обучения 12000 (двенадцать тысяч) рублей за 1 семестр.