Рецензия Ирины Языковой на книгу Адриеннн фон Шпайр «Победа любви. Размышление над Рим 8»

Серия "Современное богословие"
М.: ББИ, 2019, 91 с.
Рецензия опубликована в журнале Страницы 22:2
 

«Восьмая глава Послания к Римлянам – яркая, головокружительная кульминация в величественной симфонии Павловых творений, которая может действовать на нас даже в отрыве от общего контекста его писем», – так начинает предисловие к книге своей духовной дочери Ганс Урс фон Бальтазар, выдающийся богослов ХХ века. Но и Адриенн фон Шпайр – автор незаурядный, многое воспринявшая у своего духовного отца и учителя. Женщина-богослов, что когда-то было немыслимо, заявляет через свои книги о том, что богословие – это не просто академическая дисциплина, но определенный взгляд на мир, который дает возможность проникнуть в замысел Божий об этом мире и о всех нас. Размышляя над Посланием Павла к римлянам, одном из труднейших и фундаментальных для протестантов, фон Шпайр видит в нем как главную тему не спор о Законе и благодати (так его рассматривает классическое немецкое богословие) и даже не тему свободы (так его больше воспринимали в ХХ веке), а тему любви. Конечно, автор не обходит и тему Закона, и свободы, и греха, и благодати, но все они лишь ступени к главному – к любви, которую принес Христос на землю, какую Он явил своим ученикам и какую заповедал им нести в мир. Апостолом любви богословами традиционно считается Иоанн, когда говорят о Павле, конечно, вспоминают «Гимн любви» из 13 главы Первого послания Коринфянам и только. Но фон Шпайр рассматривает именно Послание к Римлянам как трактат о любви. И в этом уже ее можно назвать оригинальным богословом.

Шпайр берет для размышления только одну главу – восьмую, вдумываясь в каждое ее слово, в каждую фразу. И приходит к выводу, что Павел не просто рассуждает о любви, как одной из христианских добродетелей, он провозглашает победу любви. И в этом весь Павел! Ему не нужны полумеры, уверовав во Христа, он хочет не просто стать добродетельным человеком, не грешить, проводить «тихое безмолвное житие», но положить к ногам Христа весь мир. И это хорошо почувствовала Адриенн фон Шпайр. В предисловии это отмечает и Бальтазар, указывая читателю, что речь идет «об окончательной победе любви Бога Отца через Христа Святым Духом в верующих, соединенных в церковь, в братьях и сонаследниках Сына, через которых все стенающее творение в конце концов достигнет освобождения».

Тема победы напрямую связана с темой любви – это тема победа Христа над смертью. Воскресение Христа – это именно победа любви. Его любви к нам, и Любви Отца к нему и Святого Духа, который есть Любовь. Смерть – это отсутствие любви, жизнь – это любовь, вернее, любовь – это и есть жизнь.

И при этом Адриенн фон Шпайр говорит, что это и наша победа. Но какое отношение имеем мы к той победе, которую совершил Христос? Мы – грешные люди, постоянно терпящие поражение, спотыкающиеся, не умеющие любить и не имеющие силы для преодоления самых малых препятствий. Разве мы победители? Да, утверждает фон Шпайр, мы победители, если мы верим в победу Христа. Она объясняет этот парадокс так: «… мы признаем, что ничего не можем собственными силами, но все – Духом любви и тем, который нас возлюбил. Образ человека полностью меняется; мы далеки от такой борьбы, как борьба Давида с Голиафом; нет таких поединков, таких битв, в которых слабейшие побеждают сильнейших… мы стоим здесь как рабы, готовые к услужению».

Таинственным образом, через доверие и верность Ему, мы входим в тайну Его победы, потому что входим в тайну Его любви. «Господь не только требует служения, но и гарантирует удачу. Его дар и требование настолько переплетены друг с другом, что любая попытка разделить их была бы тщетной. Раз мы избраны Отцом от начала и нам показан путь, то мы – победители; победители в любых трудностях и опасностях. И здесь проявляется истинный характер божественной любви. Она – всё. Причем не в безличной реализации всех желаний и слепом успехе; она отчетливо различима в жизни того, кто ее испытывает на себе и передает другим. Мы побеждаем с бесконечным перевесом». Так утверждает в своей книге фон Шпайр.

Когда мы произносим слово «любовь», каждый из нас что-то в него вкладывает. Но у каждого свой опыт любви, а чаще нелюбви или неудовлетворенной жажды любви. И этот собственный опыт иногда мешает нам понять Божью любовь, мы переносим свое понимание любви на Бога. Но Божья любовь иная, она не похожа на человеческую, она неизбирательна, безгранична, изливается на всех разом, потому и сказано, что она как солнце, которое светит и праведным, и неправедным. И любовь Божья не перестает, даже если мы отступаем, падаем или оказываемся неверными. Любовь – это способ бытия Бога, и Он через любовь действует в мире, потому что Бог есть Любовь. И, как утверждает фон Шпайр, «благодаря своей любви Бог всегда есть тот, кто в нас живет и действует». А значит, побеждает. И через нашу любовь, пусть и несовершенную, мы приобщаемся к божественной жизни, к Любви Бога – иной, таинственной, непостижимой. И нам открывается новый смысл любви, приобретенный не из опыта нашей жизни, в основном неудачного, а к изначальной – тринитарной – любви, которой рожден этот мир. Шпайр пишет: «Но поскольку все в Боге есть любовь, он как любовь живет в нас и любовь его в нас всегда носит отпечаток любви тринитарной – Отца к Сыну, Духа к Сыну, Сына к Отцу и Духу – ничто из того, что мы можем себе представить под понятием «любовь», к делу отношения не имеет».

Возможно, у кого-то из читателей, особенно благочестивых, возникнет сомнение: не слишком ли дерзко рассуждает госпожа фон Шпайр? Мы так не привыкли. Смиренней бы надо. Но позвольте напомнить один важнейший постулат из другого послания, правда, перу Павла оно не принадлежит, но и его авторитет бесспорен. Так вот там сказано: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1). Любовь без веры, я бы сказала, без дерзновения веры, невозможна, «боящийся несовершенен в любви» (1 Ин 4:18). Именно поэтому Адриенн фон Шпайр и дерзает говорить, что мы имеем отношение к победе Бога, потому что мы верим в Христа и доверяем Его любви. «Эта уверенность происходит от Бога и является свойством Его любви; ведь было бы недостаточно, если бы Бог всегда давал победу, оставляя своих в неведении о том, что они – победители. С этой уверенностью те, кто следует словам Павла, готовы взяться за любую вдохновленную Богом задачу, пойти на любое предложенное им соглашение. Победа за ними, и это та безграничная победа, которую сам Бог желает и обеспечивает, – победа любви». Так вдохновенно заканчивает свою книгу Адриенн фон Шпайр.

Книга о любви совсем небольшая, как многие книги фон Шпайр, но очень медитативная, ее не прочтешь с наскока. Она требует медленного, вдумчивого чтения и глубокого отзывчивого читателя, способного вместить ту широту и глубину, которую открывает автор в послании Павла, а через него – во всем христианстве. У нас привычно иное отношение к книгам на христианские темы, люди ищут в них практические советы, как им жить, как поступать, как верить и, в конце концов, как любить. А тут возможен только совет блаженного Августина: «Люби и делай, что хочешь!»

Ирина Языкова
Подробнее о книге