Данила Гонтарь, рецензия на книгу Гайсберта ван ден Бринка
Ознакомиться с книгой на сайте издательства
Наш взгляд на действия Бога излишне сужается,
когда мы сосредоточиваемся на законах естествознания[1].
Лес копий сломан учеными, богословами, философами и просто интересующимися людьми как верующими (в том или ином виде, в той или иной степени), так и атеистами вокруг вопроса взаимоотношения веры и научного знания. Важным, если не ключевым вопросом в этом диспуте является влияние теории эволюции и сформированного под ее влиянием мировоззрения на религиозное восприятие мира и нашего места в нем. Кажется уже сказано так много, что «всему миру не вместить написанных книг», и зачем еще одна книга? Что можно добавить к столь обширному дискурсу?
Но, как можно увидеть, именно поэтому книга Гайсберта ван ден Бринка (Gijsbert van den Brink)[2] «И произвела земля…» может представлять большой интерес для всех, кто когда-либо пытался проанализировать доводы противников эволюционной теории (или теорий, совокупность которых автор определяет как неодарвинистский синтез) и ее адептов, сторонников креационизма и его антагонистов, а также отреагировать на вызов, брошенный христианству и религиозности в целом в связи с появлением теорий, не нуждающихся в своих описаниях в Творце и Его деяниях, ведь большинству христиан очевидно, что эволюция исключает личностного Бога, который все «соделал премудро»[3] и непосредственно вмешивается в историю человечества и в естественный порядок мироздания.
Теория эволюции – вызов не только Богу, но и человеку. Он поднимает вопрос статуса и положения человека в мире. Является ли он на самом деле настолько уникальным и совершенным объектом, носителем образа и подобия Божьего, как в это верят христиане? Имеет ли он некую особую ценность по отношению к представителям животного мира? Имеют ли в таком случае особую значимость страдания, в том числе моральные, которые испытывают люди, по сравнению со страданиями и болью, переносимыми животными, или принципиальной разницы нет?
Сразу необходимо отметить три важных достоинства этой книги. Во-первых, автор проанализировал невероятный объем информации, используя значительное количество источников, что делает его изложение того или иного взгляда, той или иной теории или ее вариантов аргументированным и достоверным. Во-вторых, автор старается очень подробно излагать все теоретические подходы, независимо от того, согласен он с ними или нет, что делает его изложение высоко добросовестным. И, в-третьих, несмотря на то, что автор сам имеет позицию по излагаемым проблемам[4], которую не скрывает и показывает читателям, он не навязывает ее и не представляет как единственно верную или наиболее предпочтительную. Тем самым автор открыт к откровенному, непредвзятому диалогу с читателем, что в наше время все более мощного идеологического диктата (с разных, конкурирующих между собой сторон) представляется очень привлекательным.
Если кратко сформулировать идею этой книги, то можно сказать, что она может быть сведена к постановке и попытке решения проблемы сопоставимости (сосуществования и взаимодействия) христианской веры и теории эволюции.
Для того, чтобы рассмотреть различные способы решения данной проблемы, автор, возможно, вынужденно, но, несомненно, необходимо, погружает читателя в мир различных теорий, описывающих формирование разнообразной природы нашей планеты. Как креационные, так и эволюционные теории, будучи многоуровневыми концепциями, очень неоднородны, различаются как в основополагающих, так и второстепенных положениях, и их изложение в книге позволяет читателю получить ясную картину борьбы и взаимодействия взглядов. Не зря он называет их «лесом, через который проходит целая сеть скрытых путей и дорог»[5]. Автор вскрывает противоречия не только между «креационистами» и «эволюционистами», но и внутри групп соответствующих теорий. Как есть люди, которые считают, что серьезное отношение к эволюционной науке не оставляет иного пути, кроме атеизма, так существуют и те, кто полагают, что возможны религиозные пути, допускающие эволюцию, как часть творческого замысла Творца и эволюционные способы их реализации. С ними тоже необходимо вести диалог, и автор помогает читателю вступить в него. Есть богословы, придерживающиеся теории постепенного творения, согласно которой Бог использовал для реализации Своего творческого замысла неопределенно длительные периоды времени, или те, кто, упрощенно говоря, считал, что Бог намеренно «вводит нас в заблуждение, давая людям признаки древнего возраста Вселенной».
Это особенно важно, потому что вопрос творения для христиан не просто научная теория, а одна из главных основ жизни и вероучения.
Несомненный интерес вызывает обсуждение эволюционного подхода к тому, как объясняются с точки зрения современного неодарвинистского синтеза вопросы происхождения морали и религии (особенно монотеизма).
Внимательный читатель увидит, что автор не чурается «неудобных» вопросов, которые ставит перед религиозным сознанием современный образ мышления. Не обходит он вниманием и не всегда очевидные ответы на эти вопросы. Такой подход автора вводит нас в свободное пространство самостоятельного рассуждения, свободного от навязанных точек зрения. «В такой ситуации я не делаю однозначного выбора, но оставляю за читателем возможность следовать собственным предпочтениям»[6].
И если «неудобные» вопросы со стороны тех, для кого истинность теории эволюции не вызывает сомнения, довольно известны, то важно отметить, что существуют такие вопросы и со стороны тех, для кого слова «и сотворил Бог» являются истиной. Так, например, нужно задаться вопросом, не говорит ли современная теория эволюции о том, что эволюционный процесс заканчивается человеком, а если нет, то каковы дальнейшие его перспективы и в чем они проявляются в настоящее время. Таким вопросом является и то, насколько объективным может быть понимание эволюционных процессов со стороны человека, который сам является продуктом (возможно, не конечным) естественного отбора, основанного на случайных мутациях? Этот вопрос волновал еще Чарльза Дарвина. Является ли естественный отбор единственным, а главное, достаточным объяснением всего биологического разнообразия на нашей планете, которое в течение даже известной нам истории изменялось, то увеличиваясь, то сокращаясь? И какую роль в этом процессе играют экологические проблемы современного человечества, имеющие техногенный характер? Является ли эволюция только биологическим или еще и культурным феноменом? Как теория эволюции может объяснить различные формы человеческого поведения и убеждений, в том числе такие, которые противоречат самому смыслу естественного отбора или являются альтруистическими по своей природе и даже противоречат элементарному чувству самосохранения?
Большой раздел книги посвящен влиянию теории эволюции на толкование Священного Писания, исключает ли она буквальное его понимание. В этом разделе автор рассматривает влияние современной науки на истинность и авторитет Библии. Для него важно взглянуть на этот вопрос не только через призму непосредственно эволюционной теории, но и с точки зрения всего современного научного синтеза. В этой связи он рассматривает любопытный богословский и научный феномен, именуемый конкордизмом, герменевтическим подходом, согласно которому библейские утверждения о физическом мире в полной мере соответствуют научным фактам, вопрос только в истолковании описания этих фактов в Писании и в науке. Автор видит в этом сомнительный, но важный и даже неизбежный путь поиска гармонии в понимании Вселенной и ее истории. При этом описанием конкордизма, как единственного пути такого поиска, он не ограничивается.
Развивая этот дискурс, автор приходит к выводу, звучащему практически как лозунг или призыв: «Требуются кокциане», которые не будут использовать «герменевтические линзы, искажающие восприятие действительности».
В упомянутой уже проблеме страдания, в свете того, как по-разному она разрешается религиозными мыслителями и учеными-атеистами или агностиками, ключевое значение имеет «космическое падение» человека, которое в Библии относится к первым людям – Адаму и Еве. Поэтому важно понимать роль и место страдания, причем как людей, так и животных. Являются ли они частью Божьего плана или продуктом слепой случайности, побочным эффектом естественного отбора, отсеивающего слабых и усиливающего сильных?
С этой проблематикой связаны и подходы к антропологии, поскольку они полностью зависят от того, какой теории происхождения человека мы придерживаемся. Является ли достоинство imago Dei (образа Божия) уникальным и исключительным призванием человека (человеческая уникальность как богословская категория) или оно в какой-то степени распространяется на другие живые души, окружающие нас, например, животных, которые очевидно проявляют признаки эмоционального, а в некоторых случаях даже и просоциального поведения? Уникальность человека с библейской точки зрения для автора очевидна, поскольку в Библии Бог говорит не только о человеке, но и с человеком и входит с ним в договорные отношения (заключает Завет)! Исходя из этого, автор вводит тему, несколько неожиданную для заданного магистрального пути рассуждения о взаимоотношении эволюционных и креационистских подходов – он поднимает вопрос грехопадения Адама и Евы, рассматривая грех и отношение к нему как в библейско-богословском, так и в научно-эволюционном контекстах. В свете этого дискурса по-новому звучат размышления о смертности человека как наказании за грех, а также о христианской вести о спасении.
Одним из самых интересных моментов книги ван ден Бринка является то, что он знакомит читателя с когнитивной наукой – развивающейся междисциплинарной отраслью знания, пытается определить ее роль в естествознании и социальных науках, обращает внимание на достоинства и недостатки.
Конечно, признает автор, теория эволюции не могла не повлиять на толкование Священного Писания (под которым он, как реформатский автор, подразумевает Библию), на понимание Бога и осознание связи между моралью и религией.
В качестве одного из наиболее серьезных препятствий для того, чтобы христиане могли без предубеждений и без настороженности воспринимать теорию эволюции, автор видит в том, что согласно распространенному христианскому взгляду принятие этой теории радикально меняет взгляд на морально-нравственное отношение к своим и чужим поступкам, социальную жизнь, политику и даже экономику. Если из жизни исключить Бога и Его верховную власть, то для человека не остается никаких ограничителей в том, что он может признавать дозволенным себе для достижения своих целей в том виде, в каком они ему представляются полезными на отдельно взятом этапе его жизни и в конкретных условиях, в которых он находится. По сути, это краткое изложение того, к чему в своих размышлениях и переживаниях приходит Иван Карамазов, один из героев романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы». И ван ден Бринк задается карамазовским вопросом, пытаясь ответить на него по возможности непредвзято. Но «никто не может легитимно завернуться в мантию науки и притворяться объективным»[7]. Изменения морали и религии в течение хода человеческой истории очевидны, но чем они обусловлены: эволюционным процессом или иными факторами?
Целью книги является не столько попытка примирить непримиримое или соединить несоединимое, сколько призыв к сторонам спора не бояться друг друга. По большей части этот призыв звучит как раз к христианам, чтобы они не боялись эволюционной и связанных с ней научных теорий, что они никак сами по себе не подрывают религиозную веру, не наносят ей «смертельного» удара.
Повторюсь, автор не первый, кто ставит вопросы соотношения религии и эволюции, но он по-новому анализирует дискурс и тем самым актуализирует его, что делает книгу, несмотря на, может быть, несколько избыточную детальность изложения, полезной для понимания современного состояния научно-богословского диалога.
1 Бринк, Г. ван ден. «И произвела земля…» Христианская вера и эволюция / Пер. с нидерл. и англ. (Серия «Богословие и наука».) – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2022, с. 304
2 Нидерландский богослов, заведующий кафедрой богословия и науки факультета религиоведения и богословия Амстердамского свободного университета.
3 Пс. 103:24
4 Например, он признается в том, что поддерживает теорию эволюции, считая ее довольно правдоподобной, но остается при этом религиозным человеком, христианином, реформатского исповедания.
5 Бринк, Г. ван ден. Указ соч. с. Xi
6 Там же. С. 22
7 Там же. С. 260