Дистанционный курс «Христианство и социальные проекты»

Записаться на курс

Курс предназначен для слушателей программы дополнительного образования ББИ, разработан в соответствии с концепцией направления «Христианская культура». Его целью является анализ структуры современного христианства и его влияния на экономику, политику и культуру современного мира.

Цели и задачи курса:
Многие исследователи называют современное общество постсекулярным – секуляризация, вытеснение религии, уже произошла, однако потребность в поисках смысла и ценностных основаниях осталась. Современный мир причудливо сочетает старые формы взаимодействия с религией, внерелигиозность и новые способы взаимодействия с ценностной сферой. Христианство осталось влиятельной общественной силой, не только сохранив прежний конфессионально-деноминационный состав, но и породив множество новых деноминационных форм и движений. Насколько они способны объединять современных людей?
Через личностей и социальные структуры христиане продолжают влиять на экономику и политику современного мира. В какой степени и как им это удается? Почему и формы влияния, и идеи могут быть настолько разными?
Христианские мотивы и образы присутствуют в современной популярной культуре, даже (и прежде всего) у внерелигиозных авторов. Как и зачем используются христианские мотивы в литературе и кино жанра фэнтези, а также в японской анимации? Как они соседствуют с другими образами и мотивами, и что все это значит для современного христианства?
Эти вопросы не только теоретические, но и практические, ждущие своих ответов не только для ученого-исследователя, но и для журналиста, педагога, священнослужителя и миссионера.

Курс ставит задачи:

  • Ознакомить слушателей со структурой современного христианства;
  • Показать, как и почему появляются новые деноминационные и «пограничные» структуры;
  • Изучить деятельность христианских общин и движений;
  • Проанализировать влияние христианских идей на современную экономику и политику;
  • Выявить христианские основы современной популярной молодежной культуры.

Изучение дисциплины направлено на формирование и развитие следующих компетенций:

знание:

  • Названий христианских конфессий и деноминаций и их основных признаков;
  • Основных христианских социально-экономических и политических идей;
  • Основных методов и форм влияния христианства на современную культуру.

умение:

  • Самостоятельно анализировать и оценивать информацию, относящуюся к данной проблематике;
  • Соотносить появление новых христианских форм с общим развитием истории и культуры;
  • Соотносить христианские социально-экономические и политические идеи с общим культурно-политическим фоном;
  • Выводить практические следствия из освоенной литературы для анализа
    современного состояния культуры и общества.

владение:

  • Навыками работы с различными источниками;
  • Навыками использования культурологического анализа для анализа современного христианства;
  • Навыками выявления христианских мотивов и образов в современной культуре.

Содержание курса:

  1. Христианство в секулярном и постсекулярном мире: введение. Секуляризация. Духовные искания западной молодежи в 1950-х-1960-х. Возникновение новых религиозных движений.

Вопросы:

  • Что такое секуляризация, и каковы ее причины?
  • Как христианские мотивы присутствовали в субкультуре битников и хиппи?
  • Почему предполагаемое массовое самоубийство адептов «Храма народов» вызвало такой шок у западного общества?

Эссе:

  • Феномен Jesus Movement.
  • Концепция постсекуляризма в современном религиоведении.

2. Структура современного христианства: конфессии и деноминации. Православные автокефальные и автономные церкви. Альтернативные православные юрисдикции. Старообрядчество. Древние восточные церкви. Марониты.

Католичество латинского и восточного обряда.
Протестантизм. Первая, вторая и третья «волны» протестантизма. Пятидесятничество и харизматическое движение.

Вопросы:

  • Каковы причины непризнания поместными православными церквями альтернативных православных юрисдикций?
  • Каково каноническое положение церквей восточного обряда?
  • В чем особое положение англиканства в деноминационной «сетке»?

Эссе:

  • Современное положение беспоповских согласий в России.
  • Харизматическое движение в англиканской и лютеранской церквях.

3. Структура современного христианства: новые формы. Евангелики и неоевангелики. Объединенные церкви. Свободные церкви. Постденоминационизм в США. Simple Church, Emerging Church, интернет-церкви. Православные «ашрамы».

Вопросы:

  • Почему и как возник евангеликализм?
  • Каковы основные положения House Church Movement?
  • Каковы перспективы интернет-церквей?

Эссе:

  • Яркий православный священнослужитель в России (на выбор) и его последователи.
    Феномен Simple Church.
  • «Пограничные» конфессии. Мессианский иудаизм. «Черный» иудаизм. Хрислам. Африканские и латиноамериканские церкви. Синкретические культы Латинской Америки и Африки.

4. «Пограничные» конфессии. Мессианский иудаизм. «Черный» иудаизм. Хрислам. Африканские и латиноамериканские церкви. Синкретические культы Латинской Америки и Африки.

Вопросы:

  • Каковы национальный состав и основные положения мессианского иудаизма?
  • Мессианские церкви в Африке: чем отличаются от всех остальных?
  • Какова история и основные положения растафарианства?

Эссе:

  • Боб Марли: растафарианин-практик.
  • Тема кандомбле в фильме «Исполнитель обета» (Бразилия).

5. Христианские общности. «Низовая» организация христианства. Этноконфессиональные сообщества. Монастыри. Закрытые поселения. Реабилитационные центры. Ордена. Общины-коммуны. Молитвенные движения. Катехизационные движения. Просветительские движения. Каритативные движения. Детские и молодежные движения. Социально-политические движения.

Вопросы:

  • В чем особенность истории и миссии «Дома Мадонны»?
  • Какова молитвенная практика Марианского движения?
  • Движение Awana: каков ее «фирменный стиль»?

Эссе:

  • Новые этноконфессиональные общности на Северном Кавказе, Сибири или Дальнем Востоке (на выбор).
  • Быт и благочестие общины, близкой к амишам, в фильме «Безмолвный свет» (Мексика, 2007).

6. Начало диалога христианских конфессий. Пиетизм и связанные с ним движения и деноминации. Миссионерские движения. Начало движения за христианское единство. Международный миссионерский совет в Эдинбурге в 1910 г. Энциклики об отношении католичества к объединению христиан: «Praeclare gratulationis» (1894), «Pascendi Dominici gregis» (1907). Энциклика митрополита Дорофея «К христианским церквям всего мира» (1920). Создание Всемирного Совета Церквей в 1948 г. Христианские общины и движения 1920-1950-х гг. — на пути к диалогу. Шевтонский монастырь. Малые братья и сестры Иисуса. Община Тэзе. Фоколяры.

Вопросы:

  • Почему католическая церковь была категорически против экуменического диалога?
  • Какова специфика Шевтонского монастыря?
  • В чем миссия общины Тэзе?

Эссе:

  • Иоганн Арндт: основные положения учения и причины его успеха в православной России.
  • Фоколяры на постсоветском пространстве: история и современность.

7. Второй Ватиканский Собор и диалог христианских церквей в 1960-е-1980-е гг. Конституция «Lumen gentium» — католическая экклезиология. Декрет «Unitatis redintegratio» – отношение к экуменизму. Снятие взаимных проклятий 1054 г. Папой Павлом VI и Патриархом Константинопольским Афинагором (1965 г.).
Начало православно-лютеранского диалога. Диалог православной церкви и восточных православных церквей. Диалог христианских конфессий с исламом и иудаизмом: основные идеи и результаты.
Экклезиологические критерии подхода православной и католической церквей к участию в экуменическом движении. Встреча комиссии «Вера и устройство» в Лиме в 1982 г.: анализ документа «Крещение, Евхаристия и Священство». Значение Лимского документа для развития форм двустороннего богословского диалога (в католической и православных церквах). Создание смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между католической и православными церквами (1979 г.).
Христианские общины и движения в 1960-1980-е гг. – реализация идей межконфессионального диалога. Монастырь Бозе. Новый Скит. Харизматическое движение в католической церкви и протестантизме.

Вопросы:

  • Каковы основные положения современной католической экклезиологии?
  • Каков консенсус христианских конфессии, согласно Лимскому документу, относительно священства?
  • Роль монастыря Бозе в экуменическом диалоге.

Эссе:

  • Снятие взаимных проклятий: причины и исторический контекст.
  • Новый Скит: история и колорит.

8. Межконфессиональный диалог в 1990-2010-х гг. Модель «возрастающей койнонии»: разбор документов Ассамблеи в Канберре («Единство Церкви как койнония: дар и призыв»). Баламандский документ (1993 г.) и кризис в православно-католическом диалоге: проблема «униатизма». Кризис в отношении различных церквей к участию в экуменическом движении накануне созыва VII Ассамблеи ВСЦ (1998 г.). Понтификат Папы Бенедикта XVI. Состояние православно-католического и католическо-протестантского диалога в конце 2000-х гг. Состояние диалога между православными церквями и восточными православными церквями, старокатоликами, англиканами, лютеранами и реформатами в конце 2000-х гг.
Украинский конфликт и позиция христианских церквей. Понтификат Папы Франциска и новые тенденции в отношениях католической и православных церквей. Встреча Папы Франциска и Патриарха Кирилла в Гаване в 2016 г. и Гаванская декларация: их значение для межконфессионального диалога. Собор православных церквей в 2016 г.

Вопросы:

  • Как, согласно Баламандскому документу, предлагалось решать проблему «униатизма»?
  • Каковы основные вызовы современному христианству, согласно Гаванской декларации?
  • Как Собор православных церквей в 2016 г. предложил разрешать вопросы, связанные с канонической территорией

Эссе:

  • Позиция украинских церквей на начало украинского конфликта (от Майдана 2013 г. до начала АТО).
  • Состояние диалога между православными и лютеранскими церквями на середину 2010-х гг.

9. Основные темы диалога. Темы диалога христиан. Женское священство. Однополые браки. Права человека. Межрелигиозный диалог: Emerging Church.
Темы диалога христиан и мусульман. Личность Авраама. Священное Писание. Вызов «чистого» монотеизма». Личность Христа.
Темы диалога христиан и иудаистов. Антисемитизм и Холокост. Миссионерство. Государство Израиль. Христианский сионизм. Личность Христа. Священное Писание.

Вопросы:

  • Каковы основные позиции христиан по вопросу женского священства?
  • Канонический статус однополых браков с точки зрения разных христианских деноминаций?
  • Каково отношение к Священному Писанию у христиан, иудаистов и мусульман (общее и различное)?

Эссе:

  • Христианский сионизм: история и основные положения.
  • Феномен Emerging Church.

10. Обратная сторона диалога: антиглобализм и антиэкуменизм в христианском мире. Православный фундаментализм. Католический традиционализм и его основы. Протестантский фундаментализм в США. «Крайние» фундаменталисты и евангелики.

Вопросы:

  • Почему протестантский фундаментализм переживает уже третье «рождение»?
  • В чем разница между фундаменталистами и евангеликами?
  • Каковы отношения католиков-традиционалистов с официальной католической иерархией?

Эссе:

  • Фундаменталистские течения в современном российском православии.
  • Тема католического традиционализма в фильме «Крестный путь» (Германия, 2014).

11. Христианство и социально-экономические проблемы. Православная социальная этика. Католическая социальная этика. Феномен католических синдикатов и коопераций. Протестантская социальная этика. Теология процветания, неокальвинизм и трансформационализм. Социальный евангелизм.
Альтернативные проекты ислама, буддизма, христианства.

Вопросы:

  • Каковы основные положения католической социальной этики?
  • Почему идея социальной реабилитации родилась в протестантизме?
  • Что такое неокальвинизм?

Эссе:

  • Современная православная социальная этика: основные положения.
  • Трансформационализм: история и основные положения.

12. Христианство и политические проекты. Роль религии в государственной идеологии. Христианские политические партии. Христианские общественные организации. Политическое православие. Христианский социализм и «теология освобождения». Христианская социал-демократия. «Новый мировой порядок» в протестантизме. «Новые христианские правые» и «Моральное большинство». Деятельность украинских и российских церквей во время конфликта на Украине.

Вопросы:

  • Как действовали «Новые христианские правые»?
  • Каковы основные положения теологии освобождения?
  • Что такое «Новый мировой порядок»?

Эссе:

  • Христианский социализм: протестантские и католические истоки.

13. Гонения на христиан. Статистика. Кто преследует? Кто защищает?

Вопросы:

  • Назовите атеистические государства, где христиан преследуют за веру.
  • ИГИЛ: причины гонений на христиан.
  • Чем занимается «Сума самарянина»?

Эссе:

  • Латиноамериканская мафия как одна из гонителей христиан.
  • Тема христианской миссии в горячем регионе: фильм «Проповедник с пулеметом» (США, 2011).

14. «Керигматическая» функция церкви. Американский и корейский протестантизм как ассимиляционный фактор. Инкультурационные стратегии православия, католичества и протестантизма.
Современные тенденции в протестантском богословии. «Мирской град» Харви Кокса. Теология смерти Бога. «Кенозис Божества».
Вызов неоязычества и Нью-Эйдж. Вызов поп-психологии.

Вопросы:

  • В чем причина успешности корейского миссионерства?
  • Каковы инкультурационные стратегии российского протестантизма?
  • Какова связь между «безрелигиозным христианством» Дитриха Бонхеффера и теологией смерти Бога?

Эссе:

  • Ларри Крабб: попытка христианской психологии.
  • Богоборческая и антихристианская тема в блэк-метале.

15. Христианство и современная культура.
Христианская музыка: госпел и кантри, регги, рок, рэп и метал.
Христианские мотивы и образы в современной культуре: кинематограф.
Христианские мотивы и образы в популярной молодежной культуре: фэнтези и японская анимация. «Соседство» мотивов и образов других религий и мировоззрений.

Вопросы:

  • Как появился жанр «госпел»?
  • Получилось ли у христианского рока создать достойную музыкальную альтернативу?
  • Какие основные христианские темы и образы присутствуют в современном фэнтези?

Эссе:

  • Тема поиска и обращения в фильме «Хадевейх» (Франция, 2009).
  • Христианские мотивы в «Тетради смерти».

Тематический (рабочий календарный) план курса «Христианство и социальные проекты»

Название темыФорма отчетаСроки
1Христианство в секулярном и постсекулярном мире: введение.тест /реферат
2Структура современного христианства: конфессии и деноминации.тест /реферат
3Структура современного христианства: новые формы.тест /реферат
4«Пограничные» конфессии.тест /реферат
5Христианские общности.тест /реферат
6Начало диалога христианских конфессий.тест /реферат
7Второй Ватиканский Собор и диалог христианских церквей в 1960-е-1980-е гг.тест /реферат
8Межконфессиональный диалог в 1990-2010-х гг.тест /реферат
9Основные темы диалога.тест /реферат
10Обратная сторона диалога: антиглобализм и антиэкуменизм в христианском мире.тест /реферат
11Христианство и социально-экономические проблемы.тест /реферат
12Христианство и политические проекты.тест /реферат
13Гонения на христиан.тест /реферат
14«Керигматическая» функция церкви.тест /реферат
15Христианство и современная культура.тест /реферат
Курс рассчитан на 144 часа.

Итоговая работа на любую из предложенных тем или самостоятельно выбранную по согласованию с преподавателем

Литература:

  • Атлас современной религиозной жизни России /Под ред. С. Филатова. М., СПб.: Летний сад, 2005-2009.Документы II Ватиканского Собора. М.: Паолине, 1998.
    Васильева О. Современный русский протестантизм: в поисках себя. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/protestant/Article/Vas_SovRus.php, свободный
    ДУХОВНОСТЬ: Формы, принципы, подходы. 1 и 2 том / Сост. К. Ваайман. М.: ББИ, 2011.
    Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону, 1999.
    Иванов С.С. Христианский социализм. М., 2007.
    Кислова А.А. «Иисусова революция» в США: религиозные искания и нетрадиционная религиозность // Религия и церковь в западном обществе ХХ века. — М., 1991. — С.226-246.
    Ковальчук Ю.С. Корейский протестантизм и особенности его миссионерских практик в азиатской части Российской Федерации в конце ХХ — начале XXI вв. Новосибирск, 2006.
    Куропаткина О.В. «Голодные игры» и «Игра престолов»: какие острые вопросы они ставят и какие ответы предлагают? http://syg.ma/@okuropatkina/golodnyie-ighry-i-ighra-priestolov-kakiie-ostryie-voprosy-oni-staviat-i-kakiie-otviety-priedlaghaiut
    Куропаткина О.В. Пиетизм и его влияние на гражданское общество скандинавских стран. http://www.bogoslov.ru/text/5338714/index.html
    Куропаткина О.В. Религиозные объединения в политической системе и государственном управлении // Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Колесник И.Ю., [Куропаткина] и др. Партийно-политическая система и государственное управление в Российской Федерации. М., 2012.
    Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под ред. Белика А.А. М., 2001.
    Латхауэрс Тон. Больше, чем кто-либо может сделать. Беседы дзен / (Серия «Диалог»). — М.: Издательство ББИ, 2014.
    Малуха М. Цифровая евангелизация. http://religo.ru/journal/15383
    Манхейм Н. Религия в современном мире// Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996. с. 638-656.
    Петрово служение. Диалог католиков и православных / Сост. В. Каспер. М.: ББИ, 2006.
    Поиски единства: Проблемы религиозного диалога в настоящем и будущем. М.: ББИ, 1997.
    «Политическая теология» как специфическая форма модернизации современного христианства // Религия и политика (реферативный сборник). – М., 1983. — С.164-192.
    Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. Хрестоматия. Сост. А. Юдин. М., 2005.
    Православие и экуменизм: Документы и материалы. 1902-1997. М., 1998.
    Примирение: Сборник материалов Коллоквиума в Крестовоздвиженском монастыре Шевтонь, Бельгия. М.: ББИ, 1997.
    Протестантский фундаментализм в общественно- политической жизни США // Религия и политика (реферативный сборник).- М., 1983. — С.104-128.
    Прохоров К. Русский баптизм и православие. Серия «Диалог». М.: Издательство ББИ, 2017
    Разумовский Д.А. Теология в эпоху постмодерна, или Постмодерн в эпоху теологии. http://www.bogoslov.ru/text/361826.html
    Религиоведение. Энциклопедический словарь / под ред. Забияко А.П., Красникова А.Н., Элбакян Е.С. — М., 2006.
    Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. Малашенко А. и Филатова С. – М., 2005.
    Сааринен Р. Вера и святость. Лютеранско-православный диалог 1959-2002 гг. М.: ББИ, 2003.
    Словарь богословских диалогов Евангелической церкви в Германии с Православными церквами (1959–2013). М.: ББИ, 2015.
    Тамборро А. Католическая церковь и русское православие. Два века противостояния и диалога. М.: ББИ, 2007.
    Тейлор Ч. Секулярный век (Серия «Философия и богословие»). – М.: ББИ, 2017
    Узланер Д. В каком смысле современное общество можно назвать постсекулярным. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.bogoslov.ru/biblio/text/306400/index.html, свободный.
    Учение о спасении в разных христианских конфессиях / Сост. А.Э. Бодров. М.: ББИ, 2007.
    Христиане и мусульмане: проблема диалога / Сост. А.В. Журавский. М.: ББИ, 2000.
    Христианско-иудейский диалог / Сост. Х. Фрай. М.: ББИ, 2002.
    Что объединяет? Что разделяет? Основы экуменических знаний. М.: ББИ, 2006.
    Шайо К. Богословский диалог между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами. М.: ББИ, 2001.
    Экуменическое движение. Антология ключевых текстов / Сост. М. Киннемон, Б. Коуп. М.: ББИ, 2002.
    Ярушникова О.В. Социальное учение христианства : Религиоведческий анализ католической и православной доктрин : диссертация … кандидата философских наук : Ростов-на-Дону, 2005.
    Coleman S. The Charismatic gift // Journal of the Royal Anthropological Institute. – 2004. — №3 (26) — Р.421-442.
    Religion, Globalization, and Culture / Peter Beyer and Lori Beaman. – Brill, 2007.