Дистанционный курс «Богословие культуры»

Записаться на курс


Стоимость 1 семестра: 10 000 руб. (при оплате по семестрам)

Стоимость курса: 18 000 руб. (при оплате за курс)


Автор курса: кандидат культурологии Ирина Константиновна Языкова

Курс предназначен для слушателей программы дополнительного образования ББИ, разработан в соответствии с концепцией направления «Христианская культура». Курс включает в себя теоретический обзор ведущих концепций культуры, предполагающий анализ богословского аспекта основных теоретических стратегий. Выделение и исследование этого аспекта является необходимой частью богословского освоения теории и истории культуры.

Курс ставит задачи:

  • ознакомить слушателей с современными концепциями культуры, богословские, философские, культурологические и проч.;
  • показать, как формировалась и изменялась концепция культуры в истории, и какое влияние на эти процессы оказывало богословие;
  • научить ориентироваться в существующей литературе, освоить терминологию и понятийный аппарат, а также дать слушателям соответствующий инструментарий для анализа явлений культуры и отдельных артефактов;
  • показать внутрикультурные связи — этики и эстетики, философии и богословия, религиозной и научной картины мира и их изменения на разных исторических этапах;
  • выявить глубинные основы современной культуры и основные тенденции ее развития, связь с предыдущими этапами, отношения и точки разрыва с традицией.

Изучение дисциплины направлено на формирование и развитие следующих компетенций:

знание:

  • истоков и этапов развития богословской мысли, основных проблем и духовных течений христианства Востока и Запада в их отношение к культурным процессам;
  • основных богословских идей и сочинений наиболее крупных богословов и философов, писавших о культуре;
  • основных артефактов (священных текстов и проч.), повлиявших на культурные процессы российских, европейских и мировых;

умение:

  • самостоятельно анализировать и оценивать информацию, относящуюся к культурологической проблематикесоотносить основные этапы развития религиозной мысли с общим ходом развития культуры;
  • соотносить основные тенденции развития религиозно-философской мысли с процессами, происходившими в мировой истории;
  • использовать базовые представления о культуре и ее осмыслении в своей учебной и профессиональной деятельности;
  • выводить практические следствия из освоенной литературы для анализа
    современного состояния культуры и общества, а также проблем, стоящих перед человеком.

владение:

  • навыками работы с различными источниками, прежде всего, текстами и артефактами;
  • навыками использования богословского анализа явлений культуры различных эпох;
  • навыками использования богословских понятий в интерпретации современной культуры.

Содержание курса:

1 семестр:

1. Вводная. Возможен ли богословский взгляд на культуру? Богословие культуры как дисциплина и ее место в ряду других: культурологии, философии культуры, метафизики культуры, психологии культуры, социологии культуры и проч. Предистория и перспективы.

2. Культура в библейской перспективе. Когда появляется культура и когда появляется термин «культура», значение этого термина в различные эпохи. Была ли культура в раю? Проклятие или благословение? Ветхозаветные и новозаветные модели. Универсализм культуры. Культура как задание, призвание, эволюция и революция. «Библия — код культуры» (Д. С. Лихачев).

3. Культура в святоотеческой традиции. Культура и предание Церкви. Святые отцы о культуре, роль традиции. Противоречивость культуры: Афины и Иерусалим. Культура между природой и традицией: cultura agri и cultura Dei. Культурный дуализм: «высокая» и «низкая» культуры, трансляция и новация. Культура и культ. Мифология и религия. Архаическая, традиционная и светская культуры. Монизм и культурная плюральность. Христианство и христианские культуры. Культурная роль Церкви на Востоке и на Западе. Патристическая модель культуры: Ветхий человек, Новый человек, культурная эсхатология.

4. Языки культуры. От культурологии к богословию культуры. Человек и мир культуры. Культура как символический мир: символ и метафора. Деятельностные модели культуры и homo faber. Игровые концепции культуры и homo ludens. Игра и Работа как модели культуры. Этологические и социобиологические концепции культуры: homo erectus и культура как научение. Символистские концепции культуры и homo simbolicum. Психоаналитическая антропология: Эрос и Танатос. Природа, История и Культура. Синергийная антропология: культура как коммуникация. Культура и ценность: аксиологический подход. Культура как целостность: холистический подход. Многообразие культур: культурный монизм и плюрализм. Проблема общечеловеческой культуры: всеобщность и линейность / локальность и цикличность. Культура и цивилизация: смыслополагание и целеполагание. Традиционная, модернистская и постмодернистская культуры. Культура как структура: структурализм и постструктурализм. Культура как ризома. Культура как текст и текстуальное пространство культуры. Интертекстуальность. П. Рикер и герменевтика культуры. Философия сознания Мамардашвили: культура как артефакт. Культура как диалог и диалог культур.

5. Осмысление богословских оснований культуры в I пол. ХХ в. в протестантской, католической и православной мысли. Б.к. как научная дисциплина начала складываться в I пол. ХХ века. И у нее четко просматривается три «источника»: протестантский модернизм (термин Б.к. принадлежит П. Тиллиху), католический экзистенициализм и неотомизм, и русская религиозная философия. Первыми проблему богословского рассмотрения культуры серьезно поставили протестантские богословы: Карл Барт, Пауль Тиллих, Ричард и Рейнхольд Нибуры и др. В католическом мире вопросы взаимоотношения религии и культуры рассматривали — Жак Маритен, Этьен Жильсон, Габриэль Марсель, и др. В православной мысли — Н. А. Бердяев, о. П. Флоренский, Г. П. Федотов, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов, С. Л. Франк, В. В. Зеньковский.

6. Культура в антропологической в перспективе. ХХ век пережил утрату и новое обретение человека. Корни этого антропологического поворота уходят в XIX столетие, когда ряд мыслителей ставили вопрос о том, что есть человек, продукт эволюции (Дарвин), продукт истории, прогресса (Маркс), заложник либидо (Фрейд) и т.д. С. Кьеркегор и проблема человеческого существования. Кризис культуры. О. Шпенглер и «Закат Европы». Самые влиятельные религиозные философы XX столетия, как П. Тейяр де Шарден, М. Бубер оставили заметный след в философии человека, об этом задумывались и мыслители, далекие от религии – А. Камю, Ж. П. Сартр, Э. Фромм, М. Хайдеггер и др.

2 семестр:

7. Культура после Освенцима и Гулага. Поиски смысла культуры II половины ХХ век.а Культурный проект модерна и homo sapiens. Вопрошание о бытии и феноменологический «поворот» Хайдеггера. Христианин в совершеннолетнем мире Дитрих Бонхеффер, Харви Кокс, Юрген Мольтман. Одинокое сознание и феноменология Другого (Левинас). Культура в персоналистической перспективе: личность, сознание и самосознание, личность, индивид и свобода, личность и творчество. Культура как диалог (М. Бубер, Э. Фромм) и как общение (Э. Левинас, Иоанн Зизиулас). Культура и богословие личности.

8. Секулярная и постсекулярная культура. Совершеннолетний мир. Культура в отсутствии Бога и человека. Культура или коммуникация? Классика — модерн — постмодерн. Пострелигиозность и постсекулярность. Хайдеггер, Хабермас, Тейлор. Культура как структура и структурализм (Леви–Строс, Лакан, Барт, Фуко). Культура как текст и текстуальное пространство культуры. Системность и маргинальность. Норма и патология. Культура и власть. Архетип и символ. Миф и История. Сакрализация Пространства, Времени, Природы и Человека в мифе. Монологизм мифа и диалогизм культуры. Возвращение мифа в современной культуре. «Новая архаика». Возможно ли возвращение в премодерн? Что будет после постмодерна?

9. Постмодернистский вызов и христианский ответ. Христианство в контексте современной культуры. В поисках утраченной рациональности (А. Хаутепен, Д. Харт, С. Аверинцев, О. Седакова). Культура как дар и благодарение (Ж. Дерида, Ж.-Л. Морион). Творение и творчество. Культура как компенсация и культура как благодарение. Евхаристические основы культуры (м. Мария Скобцова, м. Антоний Сурожский, о. Александр Мень, о. Александр Шмеман). Культура и преображение мира. Культура и отвержение мира.

10. Богословие в культуре. Значение артефакта и богословие в образах. Изобразительное искусство. Литература: Ф. М. Достоевский, И. Бродский, Т. Кибиров, О. Седакова и др. Кинематограф: А. Тарковский и др. Музыка: И.С. Бах, А. Пярт и др.

План сдачи рефератов по курсу «Богословие культуры»

Первый семестр.

Название темыФорма отчетаСроки
1. Возможен ли богословский взгляд на культуру? (эссе)
2. Культура в библейской перспективе / Культура в святоотеческой традиции (тест/реферат)
3. Осмысление богословских оснований культуры в I пол. ХХ в. в протестантской, католической и православной мысли(тест/реферат)
4. Культура в антропологической в перспективе(тест/реферат)

Второй семестр.

Название темыФорма отчетаСроки
5. Культура после Освенцима и Гулага(тест/реферат)
6. Постмодернистский вызов и христианский ответ(тест/реферат)
7. Богословие в культуре Итоговая работа на любую из предложенных тем или самостоятельно выбранную по согласованию с преподавателем(тест/реферат)
8. Итоговая работа на любую тз предложенных тем или самостоятельно выбранную по согласованию с преподавателем(тест/реферат)

Основная литература

  • Тейлор. Ч. Секулярный век. ББИ.М., 2017.
  • Харт Д. Красота бесконечного. Эстетика христианской истины. ББИ.М., 2017.
  • Хаутепен А. Бог: открытый вопрос. Богословские перспективы современной культуры. ББИ, М., 2008.
  • Бальтазар Ганс Урс фон — Слава Господа. Богословская эстетика. Том I: Созерцание формы. ББИ, М., 2019.
  • Давыдов О. Откровение Любви. Тринитарная истина бытия. ББИ, М.: 2020.

Дополнительная (рекомендованная) литература:

Апостольское послание Orientale lumen его святейшества Иоанна Павла ІІ. Вопросы философии, 1996, №4.
Антоний Сурожский, митрополит. Красота и уродство. Беседы об искусстве и реальности. М., 2016.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. М., 1994.
Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.
Библер В.С. Культура. Диалог культур. Вопросы философии, 1989, №6.
Богословие в культуре средневековья. К., 1992.
Булгаков С. Свет невечерний. М., 1994.
Витгенштейн Л. Философские работы. В 2 т. М., 1994.
Гадамер Х.–Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
Гадамер Х.–Г. Истина и метод. 1988.
Гачев Г. Психо–лого–космос. М., 1997.
Делез Ж. Логика смысла. М.,1995.
Делез Ж. Различие и повторение. СПб, 1998.
Иванов Вяч. Вс. Культурная антропология и история культуры. Одиссей. Человек в истории. М., 1989.
Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. М., 1993.
Камю А. Изнанка и лицо. М., Харьков, 1998.
Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.
Культурология. ХХ век. Словарь. СПб, 1997.
Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
Кюнг Г. Теология на пути к новой парадигме. Путь, М.,1992,
Леви–Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.
Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб, 1998.
Леви–Строс К. Структурная антропология. М., 1983.
Лекции по феноменологии мифа. М., 1996.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб, 1998.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
Лосский В.Н. По образу и подобию. М., 1996.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
Макинтайр А. После добродетели. СПб, 1999.
Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. М., 1997.
Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. М., 1997.
Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.
Маркузе Г. Человек в постиндустриальном мире. М., 1993.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
Ортега–и–Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.
Померанц Г.С. Выход из транса. М., 1995
Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1996.
Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. ЛГУ, 1986.
Пупар. П. Церковь и культура. Заметки о пастырстве разума. Милан, М., 1993.
Пятигорский А.М. Избранные труды. М., 1995
Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.
Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1994.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск.1997.
Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
Теория метафоры. М., 1990.
Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
Успенский Б.А. Избранные труды. В 3–х тт. М., 1994.
Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М., 1997.
Флоренский П.А. Сочинения. В 4-х тт. М., 1994–98.
Флоровский Г.В. Пути русского богословия. К., 1991.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Фуко М. Археология знания. К., 1996.
Фуко М. Слова и вещи. М., 1977.
Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1998.
Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М., 1993.
Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.
Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
Шпенглер О. Закат Европы. Тт. 1–2. М., 1993–1998.
Элиаде М. Космос и история. М., 1991.
Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
Яннарас Х. Вариации на Песнь Песней. Вторая навигация. М., 1999.