Дистанционный курс «Богословие иконы»

Записаться на курс


Стоимость 1 семестра: 10 000 руб. (при оплате по семестрам)

Стоимость курса: 18 000 руб. (при оплате за курс)


Курс предназначен для междисицплинарной программы дополнительного образования ББИ, разработан в соответствии с концепцией программы «Христианская культура» в рамках дисциплины «Теология». Курс тесно связан с такими дисциплинами, как история церкви, богословие, экзегетика Нового и Ветхого Завета, культурология, история искусства.

  1. Цели и задачи курса:

В ходе курса слушатели могут получить представление об иконе не только как о произведении церковного искусства, но, прежде всего, как о духовном явлении, глубоко укорененном в христианском мировоззрении. Раскрытие связи Слова и Образа, основанного на Священном Писании и всей последующей святоотеческой традиции, помогает понять икону во всей полноте и глубине. Программа курса предполагает изучение догматических аспектов иконопочитания, эстетических и богословских концепций иконы в ее историческом развитии, а также исследование различного рода источников (документов Соборов, творений св. отцов и современных исследователей, иконописных подлинников и проч.). Большое внимание уделяется развитию современной иконописной традиции и ее особенностям.

Курс ставит задачи:

  • ознакомить слушателей с этапами формирования позиции Православной церкви в вопросах иконопочитания;
  • показать, как формировалась и изменялась иконография православного искусства, и какое влияние на эти процессы оказывало богословие;
  • научить ориентироваться в иконографии, освоить символический язык иконы;
  • показать связь эстетики и богословия на разных исторических этапах;
  • показать разнообразие и своеобразие иконографического наследия православия.

Изучение дисциплины направлено на формирование и развитие следующих компетенций:

знание:

  • истоков и этапов развития богословской мысли, основных проблем и духовных течений христианства Востока и Запада в их отношение к эстетическим вопросам;
  • основных богословских идей и сочинений наиболее крупных богословов, выступавших в защиту иконопочитания;
  • соборных документов, касающихся вопросов отношения к иконам;
  • основных иконографий и иконописных школ древности и современности;
  • научной литературы по проблемам иконопочитания и истории иконописания.

 умение:

  • самостоятельно анализировать произведения иконописного искусства с учетом различных методологических подходов и научных исследований;
  • соотносить основные этапы развития иконописания с общим ходом развития европейской культуры и богословия, в частности;
  • соотносить логику развития древнерусской иконописной традиции с общим развитием искусства православного мира;
  • использовать приобретенные знания о византийской, древнерусской иконописной традиции с современным развитием церковного искусства;
  • анализировать и интерпретировать произведения современного церковного искусства в контексте общих тенденций современной культуры.

владение:

  • навыками работы с иконографическими произведениями;
  • навыками использования искусствоведческого анализа произведений;
  • навыками использования богословских понятий в интерпретации иконографических произведений.

2. Содержание курса:

Тема 1. Слово и образ: богословские основы иконопочитания.

Понятие образа в Св. Писании и Предании. Библейские основы иконопочитания. Икона и иконичность. Канон и свобода творчества. Художественный язык иконы и его отличие от других видов искусства. Как «читать» икону?

Тема 2. Христология иконы.

Противоречит ли икона второй заповеди Декалога? Икона с точки зрения догматики. Иконоборческие споры и ответ Церкви. Иконография Иисуса Христа. Трулльский (682) VII Вселенский (787) и другие соборы об иконопочитании. Торжество Православия. Иконография Троицы. Икона и тринитарный догмат. Можно ли изображать Бога-Отца? Русские соборы (Стоглав 1551 и Большой Московский 1666-67) о церковном искусстве.

Тема 3. Антропология иконы.

Изображение человека как новой твари и мира как преображенной реальности. Христианские добродетели (вера, надежда и любовь) и иконография Богоматери. Иконография святых. Иконография праздников. Иконография и гимнография.

Тема 4. Исихастские споры и их отражение в иконографии.

Богословие свт. Григория Паламы и искусство Византии XIV в. Творчество Феофана Грека как проповедника исихастких идей. Учение о Троице преп. Сергия Радонежского и творчество Андрея Рублева. Дионисий — небесная гармонии как ответ на земные нестроения (спор иосифлян и нестяжателей).

Тема 5. XVIXVII вв. – проблема трансформация традиции

Начиная с Грозненского времени в русской иконописи происходят значительные изменения, о чем говорят споры вокруг образа Троицы и церковные соборы, в частности, Стоглавый, а затем и Большой Московский (1666-67). В XVII веке деятельность Оружейной палаты меняет стилистику иконы, более разнообразным становится иконографический ряд.

Тема 6. XVIIIXIX вв. – церковное искусство в Синодальный период

Петровские преобразования косвенно задели и церковное искусство, постепенно иконопись вытесняется академической живописью, хотя икона продолжает существовать на периферии – у старообрядцев, в крестьянских артелях и т.д. Появляется коммерческое, массовое производство икон. Наряду с этим идут поиски в исторической науке, церковной археологии, иконографии, развивается реставрация. На фоне кризиса церковного искусства идет активный духовный поиск в среде светских художников.

Тема 7.  Икона в ХХ веке.

ХХ век начинается с реставрационного открытия иконы, оказавшего огромное влияние на всю культуру. Затем наступает эпоха гонений на церковь, разрушения храмов и проч. Ряд иконописцев оказываются за границей и там появляется соя иконописная традиция. Но небольшой ручеек сохраняется и в Советском Союзе. К концу столетия начинается возрождения иконописи.

Тема 8. Икона в контексте современной культуры.

Взаимоотношения с традицией: возрождение или реконструкция? Искусство или ремесло? Где проходят границы канона? Как развивается иконография сегодня? Может ли икона быть авторской? Как влияет на икону массовая культура? Новые формы иконопочитания или новое иконоборчество? Для чего нужна икона? Есть ли у иконы будущее?

Распределение часов по темам и видам работ.

Название темыАудиолекции (кол-во часов)Консультации/семинары (кол-во часов)Самостоя
тельная работа
Вид и часы контрольной работы
Тема 1Слово и образ: богословские основы иконопочитания.2 часа2 часа6 часовЭссе — 2
Тема 2Христология иконы. 2 часа2 часа6 часовТест – 2
Тема 3Антропология иконы. 2 часа2 часа6 часовТест – 2
Тема 4Исихастские споры и их отражение в иконографии.2 часа2 часа6 часовРеферат – 4
Тема 5XVI-XVII вв. – проблема трансформация традиции2 часа2 часа6 часовРеферат – 4
Тема 6XVIII-XIX вв. – церковное искусство в Синодальный период2 часа2 часа6 часовРеферат – 4
Тема 7Икона в ХХ веке.2 часа2 часа6 часовРеферат – 4
Тема 8Икона в контексте современной культуры.2 часа2 часа6 часовЭссе – 4
Итоговая работа на тему
по выбору слушателя.
Курсовая – 8
Общее количество часов16 часов16 часов48 часов34 часа
Итого по дисциплине – 114 часов.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  1. Булгаков С. Н. Икона и иконопочитание. М, 1996.
  2. Григорий (Круг) Мысли об иконе. М, 1997.
  3. Иоанн Дамаскин, преп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. М., 1993.
  4. Иосиф Волоцкий, преп. Послание к иконописцу. М., 1994.
  5. Карташов А.В. Вселенские соборы. М., 1994.
  6. Колпакова Г. С. Искусство Византии. В 2-х тт. СПб. 2004
  7. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Пг., 1915.
  8. Кызласова И. Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России (Ф. И. Буслаев, Н. П. Кондаков: методы, идеи, теории). М,. 1985.
  9. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
  10. Лепахин В. Икона и иконичность. СПб, 2002.
  11. Лидов А. М. мир святых образов в Византии и на Руси. М., 2014.
  12. Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974.
    Православная икона, канон и стиль. К богословскому рассмотрению образа. М., 1998.
  13. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989.
  14. Филатов В. В. Словарь изографа. М., 1997.
  15. Флоренский П., свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996.
  16. Чернышев Н., иерей, А. Жолондзь. Вопросы современного иконопочитания и иконописания. «Альфа и Омега» № 2(13) 1997, с.259-279
  17. Шенборн К. Икона Христа. Богословские основы. М. — Милан, 1999.
  18. Языкова И. К. Се творю все новое. Икона в ХХ веке. Милан, 2002.
  19. Языкова И. К. Со-творение образа. Богословие иконы. М, 2012.

Материально-техническое обеспечение дисциплины. Освоение дисциплины предполагает использование компьютера, интернета, скайпа и др. программ.

Образовательные технологии: Активные и интерактивные формы проведения занятий (аудио-лекции, веб-семинары).

Оценка качества освоения программы: Форма текущего контроля успеваемости: эссе или тест по каждой теме и итоговая курсовая работа.

Темы контрольных работ (тестов): Тесты или эссе на знание основных проблем и вопросов, освященных в лекциях. Тему итоговой курсовой работы слушатель может предложить сам.

Темы рефератов и эссе:

  1. Икона с точки зрения богословия и антропологии Ветхого и Нового Завета.
  2. Постановления VII Вселенского собора об иконопочитании.
  3. Иконоборческий кризис. История, действующие лица, суть спора.
  4. Свв. Иоанн Дамаскин и Федор Студит: апология иконопочитания.
  5. Свв. Отцы IV-VII вв. об иконе и церковном искусстве.
  6. Иконография Иисуса Христа.
  7. Иконография Богоматери.
  8. Иконография Св. Троицы.
  9. Икона в литургическом пространстве (икона, мозаика, фреска).
  10. Иконостас: структура и символика.
  11. Андрей Рублев и Феофан Грек (сравнительный анализ творчества).
  12. Дионисий – последний классик русской иконы.
  13. Русские Церковные соборы об иконе и иконописании.
  14. Теоретические трактаты об иконописании на Руси («Послание иконописцу» Иосифа Волоцкого. «Послание» Иосифа Владимирова. «Беседа» Симеона Полоцкого и т.д.).
  15. Дело дьяка Ивана Висковатого и спор об иконах в XVI в.
  16. Симон Ушаков и иконописцы Оружейной палаты. Новая эстетика иконы.
  17. Русская иконографическая школа (Н. П. Кондаков, Д. В. Айналов, Л. А. Успенский, и др.).
  18. Икона в ХХ веке (открытие иконы, проблематика, основные имена).
  19. Иконописная традиция русской эмиграции.
  20. Русское богословие об иконе (Е. Трубецкой, С. Булгаков, П. Флоренский, Л. Успенский, и др.).
  21. Творчество архим. Зинона и др. современных мастеров.
  22. Современные тенденции в конописании.

Кадровое обеспечение (список составителей программы дисциплины): Ирина Константиновна Языкова, искусствовед, кандидат культурологии.

После успешного окончания курса выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Правила поступления.