Главное меню





Отзывы о Летних институтах


Юрий Канча (Таганрог)

 

ВОСЕМЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ НУЖНО ПОЕХАТЬ НА ЛБИ

 

Для начала пролегомена.

Поскольку я был на ЛБИ "Великим инквизитором" и "Рупором Святаго Православiя" и совал свой полугреческий нос во все дырки, мое молчание преступно на фоне столь влекущего обаяния папежников [Отзыв Марии Юрловой, см. ниже].

Предлагаю разобрать посещение ЛБИ с точки зрения милой нашему православному сердцу аскетики (в духе ненавистного всем латынянам «полупелагианина» преподобного Кассиана Римлянина).

 

О страсти чревоугодия.

Борьба с этой страстью на ЛБИ отменена. Что может свидетельствовать о его праздничном статусе. ЛБИ проходит в конце июня-начале июля. То есть практически всегда приходится на Петров пост.  База «Ручеёк» же, принадлежит  братьям-баптистам.  Которым наш пост по барабану (ну а мы их за то гитарой по ночам…) - кормят как и всех. И вот, благословением председателя богословской комиссии митрополита Филарета Минского на территории ЛБИ Петров пост отменён. Ревнителям отеческих преданий напомню, что согласно данным исторической  литургики, Петров пост носил компенсаторный  характер и предназначен был для тех, кто нарушил неотменяемую никем и ничем строгость поста Великого.  «Вашим постом будет богословская учёба и дружеское общение» сказал кир Филарет ректору ЛБИ А.Э. Бодрову. Но пост отменяется в силу праздника. Итак, праздник богословия и науки налицо. Радостно лобызаем благословение святителя. Нужно сказать, что  баптисты известны своим хлебосольством  и кормят прекрасно.  Об этом волноваться не стоит. Любите поесть  - приезжайте на ЛБИ. Но помните: «Для обуздания этих страстей  <блуда и чревоугодия> недостаточно одной тщательности духа (как иногда это бывает относительно гнева или печали и других страстей, которые может подавить тщательность духа, без всякого сокрушения плоти), если не будет присоединено также и телесное укрощение, которое совершается постом, бдением, сокрушением посредством труда; а к этому должно быть прибавлено и отшельничество, потому что как от порочности души и тела они происходят, так и побеждены быть могут не иначе, как трудом обоих.» Кассиан.  «Пятое собеседование аввы Серапиона».

 

О страсти блуда.

Мудрейший Лествичник делится своим богопросвящённым разумением: «Кто одним воздержанием пытается пресечь сию брань, тот подобен человеку, который усиливается выплыть из пучины морской, действуя одною рукой. Сопряги с воздержанием смирение; потому что первое без последнего оказывается неполезным»

Боголаголивый Павел благовествует Коринфянам: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться».

Блуд же мерзок сам по себе и смраден по сути. Однако следует помнить, что Всеблагой Бог, творя человека, вложил в него стремление к размножению, связав мужей и жен узами брачной любви. А об этом не грех сказать нечто.

Барышни на ЛБИ прекрасны. Дивная гармония телесной красы и чистота души влекут к тому, чтобы последовать совету Апостола языков, неженатые - дерзайте. Замечательный преподаватель, профессор Кембриджа, диакон Вселенского Патриархата о. Алексей Нестерук подал благой пример и нашел себе супругу на одном из предыдущих ЛБИ

 

О страсти сребролюбия.

Всем одержимым стяжательством книг и знаний рекомендую прекрасный паллиатив сребролюбию от ББИ – книги издательства по половинной (от издательской) цены. Опытные ЛБИшники уезжают, груженые тюками интереснейшей литературы . С другой стороны, аскетический момент состоит в том, что по льготной цене можно взять только по одному экземпляру.

Препобеждая идолослужение сребролюбия да внидем в радость Господа Нашего!

 

О страсти гнева.

«Мы слышали, что некоторые стараются извинить эту гибельную болезнь души, превратно толкуя Св. Писание, хотят умалить ее, говоря, что не вредно, если мы гневаемся на согрешающих братьев; даже о самом Боге говорится, что Он гневается на тех, которые не хотят знать Его или, зная, презирают, как говорится: воспылал гнев Господа на народ Его (Пс 105, 40); или как пророк молится, говоря: Господи! не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня (Пс 6, 2). Не понимают они того, что, желая предоставить людям повод к смертоносному пороку, они Богу, источнику всякой чистоты, оскорбительно приписывают страсть.»  Кассиан.  «Постановления киновитян. О духе гнева».

На ББИ не приветствуются драки, ссоры и аутодафе. Хотя наши католики весьма хотели пострадать. Как Лев Толстой хотел*. Или Жан-Поль Сартр. Ибо сей муж в студенческую революцию 1968г. вышел на баррикады и был благополучно препровожден в участок. Но спустя малое время позвонил сановный Де Голль и сказал «Сартр – наше национальное достояние!» и упирающегося Сартра выкинули из участка. Но это к слову. Пострадать не вышло.

А вообще же общение, несмотря на разности наших взглядов, было мирным и, не побоюсь этого слова, дружеским. Пребывание на ЛБИ доказывает, что вопросы веры можно обсуждать остро и бескомпромиссно, но без ругани и драк, а потом идти вместе на пляж.

А именно такого общения не хватает нам в России современной, да и ранее традиций терпимости у нас не наблюдалось. Подвизаясь на ЛБИ вы научитесь обращать гнев с брата на злобу которая в себе.

 

О страсти печали.

«Эта страсть происходит от предшествующего порока  —  гнева  —  или рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти, когда кто видит, что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи». Кассиан.  «Постановления киновитян. О духе печали».

Итак, печаль, результат несбывшихся ожиданий. Но на ЛБИ царит атмосфера если не самого, то преддверия рая. Аркадии, как сказала одна весьма мудрая жена. Единственный недостаток – магазин далеко и закрывается рано. Но это по ведомству другой страсти… Ещё к печали располагает безделье, а на ЛБИ нужно постараться, чтобы заскучать. Плодотворные лекции, плавно переходят к круглым столам, а те разрешаются в дискуссии и группы по интересам, которые засиживаются далеко за полночь. Усталые добираются полуношники до кроватей и засыпают сном праведников.

 

О страсти уныния.

Уныние происходит от того, что наша душа созданная для Бога, не находя Его впадает в гибельную тоску и беспричинную печаль. Согласно богосветлому авве Кассиану, уныние врачуется молитвой. И для молитвы отведено время на этом дивном синаксисе.

К утренним молитвам призваны все люди благой воли, их возглавляет кто-либо из священнослужителей. Вечерние молитвы совершаются подвижниками по усердию. Наше дружное пение Молитвы Господней перед трапезой не раз вызывало овации у американских братьев-баптистов отдыхающих в «Ручейке».

Воскресный день отмечен литургией в Новоиерусалимском монастыре и последующей экскурсией, проводимой изрядным иконоведом И.К. Языковой.

 

О страсти тщеславия.

Тщеславие и гордость относятся к страстям духовным, На брань с ними потребно выходить усовешившимся, но и не усовершившимся не выходить пагубно. Ибо должен всеблагий Господь видеть наше желание противостать злу и тогда пошлёт Он благодать в ослаблении и исцелении сей язвы. Преподобный Кассиан же глаголет о тщеславии: «Прочие страсти называются однообразными и простыми; а эта многосложна, многообразна, разновидна  —  везде, со всех сторон встречается воину и победителю. Ибо она во всем: в одежде, походке, голосе, деле, бдении, посте, молитве, отшельничестве, чтении, знании, молчании, послушании, смирении, долготерпении  —  старается уязвить воина Христова, и как какая-нибудь, гибельная скала, покрываемая бурными волнами, причиняет непредвиденное и жалкое кораблекрушение плавающим при благополучном ветре, когда те не опасались и не предвидели этого». Кассиан.  «Постановления киновитян. О духе тщеславия».

Мнящим о себе многое, будет весьма полезно столкнуться с россыпью умственных адамантов и смирить свой гордостный разум. Ибо обилие умных и обаятельных людей на квадратный метр зашкаливает. Преподаватели и студенты являют нам неоскудевающее биение русской мысли.

 

О бесовской гордости.

Гордость есть мать всех страстей и начало пороков. Причина падения человека и диавола. Отсутствие любви и невозможность Общения.

А о гордости вот что вам поведаю. Сидел я за столом с одной нечестивой папежницей. И смиряя свою православную гордость просил у неё куриные ножки, а она, сердечная, давала. Сама же, снисходя с высоты своего латынскаго высокомерия, съедала мою куриную  кожицу. Так борол я демонскую твердыню гордости, чему несказанно и горд.

 

Любезный мой читатель. Если после всех сих душеполезных увещаний ты, имея такую возможность, по нерадению и небрежности не посетишь ЛБИ, то знай нечестивец, что ты отрекся от веры и хуже неверного.

 

____________________________________________________________________________

* Письмо  К. Леонтьева прот. Иосифу Фуделю (28 февраля 1890):"Я сказал: «Жаль, Лев

Николаевич, что у меня мало фанатизма. А надо бы написать в Петербург,

где у меня есть связи, чтобы вас сослали в Томск и чтобы не позволили ни

 графине, ни дочерям вашим даже и посещать вас, и чтобы денег вам

высылали мало. А то вы положительно вредны». На это Лев Николаевич с

жаром воскликнул: «Голубчик, Константин Николаевич! Напишите, ради Бога,

 чтоб меня сослали. Это моя мечта. Я делаю все возможное, чтобы

компрометировать себя в глазах правительства, и все сходит мне с рук.

Прошу вас, напишите»".


Мария Юрлова (Архангельск)

 

С некоторым опозданием, по не очень свежим впечатлениям, но зато искренне. Я буду говорить так, как я это запомнила.

Я захотела поехать на ЛБИ-2011 почти сразу, как приехала с ЛИБН-2010. Честное слово. Мне настолько понравилась сама идея Летних институтов, атмосфера в Ручейке, те люди, которых я там встретила, что этот опыт хотелось повторить. Как минимум, чтобы понять, так ли все было замечательно, как мне помнилось. И вот, заявка принята, маршрут распланирован, дела отложены, мы едем, мы приехали – Влад Пропер, Антон Полуэктов и я. Антон тоже во второй раз. В этом году я ехала с установкой на то, чтобы успеть всего по максимуму – и поучиться, и пообщаться с как можно большим количеством людей, и задать все вопросы, которые были, и насладиться сказочным лесом, окружающим лагерь. По опыту прошлого года я знала, что успеть все это получится, если не спать. Собственно, почти так и вышло.

Все было именно так, как я запомнила: в Ручейке замечательно. Там хорошо даже просто отдыхать, не говоря уж о том, что полное погружение в атмосферу, когда все остальные заботы и проблемы оставлены дома – это прекрасный способ целиком сосредоточиться на том, что окружает тебя сейчас. Мои прошлогодние ассоциации: спокойствие, душевность, теплая и дружелюбная обстановка. Милые улыбчивые люди, которые не лезут к тебе с намерением пообщаться, если не видят ответного энтузиазма. Чистота и порядок на территории, поразившие в самое сердце. Это был шок. Вобщем, с прошлого года у меня остались только невнятные восторги, в этот раз я думала, что морально готова к тому, что увижу.

Наша замечательная компания (человек 8 обычно, плюс минус некоторые, приходящие, когда им было интересно) сложилась на второй же день после стихийно организовавшейся дискуссии о правах геев, плавно перешедшей в дискуссию о семье, правах человека, христианстве как таковом и закончившейся не помню, чем. Этих людей я вспоминаю с улыбкой, с ними было интересно, легко, неожиданно, они разные – образованием, сферой деятельности, образом жизни и отношением к вере и церкви – но как-то вот сошлись. Забегая вперед, высказываю пожелание: ребят, я не хочу, чтобы мы потерялись, я все равно буду писать и спрашивать, как вы там. И буду очень рада встретиться (а с некоторыми мы и увидимся в ближайшем будущем!!!). Конференций в России проводится много, в конце концов.JАга. Конечно. Я не знаю, правда, не знаю, как именно организаторы подбирали участников, но народ подобрался просто удивительный. Количество умных, оригинальных и при этом адекватных людей на квадратный метр зашкаливало. В любой части лагеря можно было нарваться на интересный разговор. Безумно жалею, что не успела пообщаться со всеми, но я и так постаралась охватить всех, до кого могла дотянуться! Люди, люди – это самое главное, что мне запомнилось, новые друзья и знакомые – самое главное, что я приобрела на ЛБИ. Не в обиду прекрасным преподавателям – из наших вечерних «заседаний кафедры» я вынесла не меньше, чем с лекций.

Основной вопрос, с которым я приехала на ЛБИ, и который был озвучен многими другими участниками в разных местах и разными словами, я могу озвучить, процитировав себя же (по свежим еще впечатлениям, после 1й недели).

«Ключевой вопрос ЛБИ этого года, сформулированный мной для себя - как можно оставаться христианином в современном мире и как мы понимаем христианство. По опыту прошлой недели можно сказать, что общий язык могут найти все, при наличии должного уровня религиозного и научного образования и желания понять Другого. При отсутствии одной из частей (любой) диалог не получается. С фанатиками от науки и религии разговаривать сложно». Это, собственно, основное, что я могу сказать по этому поводу. А в целом, круг волновавших нас проблем был широк.

Мы говорили о современной теологии, о ее месте в мире, ее способности быть наукой и чем-то еще. Нужна ли нам вообще теология, и если да, то кому и какая? Это даже стало темой одного из круглых столов. Кстати, здесь я не могу не отметить того, что преподаватели давали определенную свободу выбора, о чем говорить и какие темы поднимать. Все же, большинство из нас уже не студенты, и нам было что сказать и что спросить. Ну и о чем поспорить, не без этого. Далеко не всегда мы были корректны друг с другом по форме и содержанию того, что говорилось. Далеко не всегда даже были вежливы. Когда задевают за живое, трудно остаться на позиции стороннего наблюдателя. Мы говорили о том, кто такие христиане и, глядя друг на друга, видели, насколько мы разные. Православные ортодоксы. Либералы. Служители церкви. Семинаристы и выпускники вузов. Преподаватели. Кажется, два атеиста (один так точно). Двое католиков (ну мы с Антоном, собственно). По этому поводу могу сказать следующее: нет, я не чувствовала от тех, с кем сидела в аудитории, какого-то негатива. От некоторых других – да, было. Но я думаю, это больше связано с нашими личными качествами, а религиозная принадлежность здесь просто совпала. А может и нет, не знаю. А вообще, народ был ну не то, чтобы толерантный, но дружелюбный. К концу первой недели из тех, с кем я хотела общаться, лично мне не отказывал никто. Может, сыграло роль то, что у нас за ночь не отрастали рога и копыта, мы не приносили в жертву младенцев и не приходили на утреннюю молитву поглумиться. И вообще, старались уважительно относиться к религиозному чувству других. Были, конечно, забавные моменты… Ничего, наверное, из этого не было эпатажем, поэтому ни за что не стыдно. Оно так само получалось. Молитва перед обедом, в которой мы не участвовали. Утренняя литургия, на которую не поехали только трое слушателей (привет, Андрей!). То, что в итоге нас мягко обозвали «христианскими диссидентами» (привет, Федя!), хотя мы говорили не самые неприятные вещи из того, что было сказано по поводу ситуации в РПЦ. Далеко не самые. Я не в претензии. Если ты хочешь быть собой и отстаивать свою точку зрения, за это приходится платить тем, что тебя не поймут или будут с тобой не согласны. Христианин ведь должен быть честным сам с собой, не правда ли?

Еще одна проблема, вставшая сама собой – это собственно возможность диалога между нами, такими разными. Я считаю, у нас это получилось, хотя не было, наверное, такого вопроса, в котором все были бы согласны со всеми. Но ведь суть диалога не в том, чтобы достичь единства мнений, а в том, чтобы услышать другого и постараться лучше понять себя. По сути, это то, что мы делали каждый день. Пытались, по крайней мере. Этот опыт был для меня необычайно ценным. Спасибо вам, ребята. Еще раз. Я не буду писать здесь, какие вы все замечательные, и рассказывать о каждом в отдельности. Вы и так это знаете.

Еще одно спасибо нужно сказать тем людям, которые у нас преподавали. По большей части, это было классно. Профессионально, интересно. Я не буду писать плохое, ладно? Все же, кто был, помнят, когда и где (а главное - из-за чего) были конфликты. И чем все кончилось. Диктофонные записи опять же есть. Кстати, у кого они есть, напишите, а? Очень мне хочется, чтобы у меня это тоже было… Такая память. Если организаторам интересно, я могу в личку написать, что я думаю по поводу конфликтов и тех претензий (наших и к нам), которые озвучивались. Хотя мы и так довольно громко об этом кричали.

Ну и конечно, наши организаторы. Вам респект. Я понимаю, вы быстро пожалели, что собрали нас всех в одном месте, но было поздно. Вы мужественно терпели все бедствия и не жаловались. Гаяне была невозмутима, даже когда ее окружала толпа нас, требующих чего-то совершенно невнятного, но зато громко и размахивая руками. Мы приходили жаловаться, общаться, были шумны, неорганизованны, выходили через окно в аудитории и упорно не желали расходиться спать. По части того, КАК все было, у меня претензий нет. Все проблемы решались по мере возникновения.

Мы ездили купаться и загорать. Сидели в курилке, пока могли держать глаза открытыми. Гуляли в чудесном лесу. Лично у меня одним из самых сильных воспоминаний была гроза, заставшая меня в 5 минутах ходьбы от лагеря. Пришлось пережидать под дубом, а потом сушиться. Но все равно было хорошо! Даже сейчас я вспоминаю эти две недели и улыбаюсь.… На фотографиях наши счастливые и довольные лица говорят сами за себя. Может быть, кто-то расскажет совсем другую историю, но я все помню именно так. Это было здорово. Я хочу к вам снова.

 


Юлия Турнаева (Санкт-Петербург)

Спасибо Маше и Юле за отзывы. Вот ещё немного от меня с благодарностью:).
"Мы жизнью духа нежною живём..." Мне всё время вспоминалось это стихотворение Гессе. Потому что я чувствовала себя в мире "Игры в бисер", в Касталии. В мире, который захватывает тебя многообразием своих возможностей и обещанием новых и новых открытий. Где каждый учитель и ученик одновременно.Где находишь многое из жизни души и духа, что ты ещё не знаешь и хочешь узнать. А всё это надо вместить в две недели. Мало! 
Ничто не отвлекает от работы ума (спасибо организаторам и поварам:). Лекции, семинары, вечерние беседы... "В пустыне духа не бывает гроз..." (Гессе). Ну уж нет! Во-первых, какая уж тут пустыня! А если и пустыня, то буйно и неукротимо цветущая весной:). А во-вторых, там бывают грозы! И ещё какие! Особенно по вечерам. Помните семинары?;) 
А ещё были: ранний подъем, утренняя молитва, завтрак, лекции, обед, настольный теннис, лекции, ужин, шахматы, семинары, занятия в "сводном хоре", волейбол, пение у костра, вечерняя молитва. Или так: утренняя молитва, дальше всё так же, потом семинар, семинар, семинар... "Игра нам в радость, нас не гонит плеть...":).

Поздним вечером все расходились, собирались группами. Кто-то обсуждал положение теологии в современном мире, кто-то разводил костер, пел песни. Музыка разносилась по лагерю, тревожа наших чинных хозяев. Поэтому на гитаре играли шёпотом:).

Мудрые преподаватели... О.Ианнуарий подобно алхимику смешивал в "тигле" своих лекций разные переводы Библии, значения слов и вытягивал новые СМЫСЛЫ из древней КНИГИ. И А.В.Нестерук, потрясший моё воображение словами об "аде звёздного неба". И тонкий, невесомый, полупрозрачный (как сказать?) стиль Гутнера; и переживание "образа святости в современном мире" С.М.Панич; и богословие культуры И.К.Языковой, возбудившее споры; и быстро пробуждавшая ещё спящее сознание О!ксана (радостное пробуждение:). Чудесные наши преподаватели! Чудесные люди вокруг! Лес, чистый воздух, пение птиц за окнами! Всё это создавало великолепное многообразие жизни, в которое мы были погружены, как в ласковое море, играющее на солнце. И теперь, возвращаясь к этим воспоминаниям, как будто открываешь шкатулку с драгоценностями, хранящую только часть несметных богатств. Может, ещё кто-нибудь добавит в неё свои сокровища?:)

Горячий привет саратовцам, "ночевавшим" у костра с гитарой и флейтой, терпеливо тренировавших начинающих волейболисток из Питера (и Геннадию!:). Спасибо нашим регенту и первому сопрано "сводного хора":). ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВСЕМ ОРГАНИЗАТОРАМ, ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ И УЧАСТНИКАМ. Да здравствует Касталия!

 


Анатолий Юрьев (Москва)

«Это было недавно, это было давно»…
Лето 2009 года.  База отдыха «Ручеек».  Летний богословский институт и Летний институт по богословию и науке.  Золотое время!


Я уже учился в Библейско-Богословском Институте Св.  Апостола Андрея и очень хотел пройти летний интенсив у своих преподавателей,  оформил анкету,  бросил все дела и уехал в Подмосковье.   Я думал об учебе, но не думал, что попаду в Рай для богословов.   Пир интеллектуальный прерывался только пиром физическим и прогулками на лоне природы.  С записями лекций можно было сразу уйти в лес, осмыслить услышанное и записанное и спокойно подготовиться к проверочным работам.  Что еще нужно заинтересованному человеку для счастья?!


Я не очень общителен, но в Летних институтах наслаждался общением.  Во-первых, с преподавателями.  Ианнуарием (Ивлиевым), Андреем Анатольевичем Грибом, Алексеем Викторовичем Юдиным, Светланой Михайловной Панич, Ириной Константиновной Языковой, Алексеем Всеволодовичем Нестеруком, Григорием Борисовичем Гутнером, Сергеем Викторовичем Чебановым, Александром Юрьевичем Корнеевым.  Во-вторых, разговорами в компании похожих на меня интровертов, любящих пешие прогулки и выскакивающих из лесной глуши только за тем, чтобы душить в объятиях преподавателей и бомбардировать их вопросами.   
Приехавший на учебу народ очень быстро разбился на группы по интересам.  Стихийно возникали дискуссии на разные темы.  После занятий организовывались просмотры фильмов, посиделки у костра.  Была удивительно доброжелательная атмосфера! И очень скоро у всех нас появилось чувство духовного братства.  


Не перечесть интересных и смешных случаев.  Помню Алексея Юдина, спорящего со слушателями о католической догматике под проливным дождем.  Поющего у костра Григория Гутнера.  Комментарии Архимандрита Ианнуария, столь блестящие по содержанию и смешные по форме, что у многих из нас скулы сводило от смеха, а глаза горели восторгом: батюшка высказывал гениальные мысли.  Помню страдания одного парня, кандидата философских наук: «Поговорил немного с Гутнером и почувствовал себя полным идиотом».  Окружающие утешали несчастного, утверждая, что в этом он не одинок, но все же мы учимся, и у нас еще есть надежда что-то понять и в чем-то разобраться.  

Очень не хотелось уезжать!


Екатерина Гуляева (Москва)

ЛБИ-2013 стал для меня прекрасной возможностью открыть новые горизонты веры, поскольку все дисциплины, которые мы прослушали, были так или иначе связаны с христианством. Хотелось бы особо отметить высокий уровень квалификация всех без исключения преподавателей. Меня настолько захватили некоторые аспекты лекций, что осенью 2013 г. я решила взять курс культурологии. Я благодарна устроителям ЛБИ за творческий и профессиональный подход к образованию. Организация мероприятия - выше всяких похвал. Спасибо.

Гуляева Екатерина, редактор христианского журнала "Решение"


Павел Роек (Польша, Краков)

Прекрасно вспоминаю Летний богословский институт. Я уверен, что все миряне призваны к тему, чтобы иметь соответствующую их образованию богословскую подготовку. ЛБИ именно дает такую возможность. Очень солидные занятия, свободное общение с преподавателями и конечно замечательные ребята из России, Украины и других стран. Не говоря о длинных подмосковных богословских вечерах! 

 

Павел Роек, Папский Университет Иоанна Павла II в Кракове