Главное меню





Летние институты: отзывы


Видеоотзывы (YouTube)


 
Ксения Грядунова (Орел) 
МЛБИ-2021
 
«Лучше — то есть с удовольствием»
 

Преподавая литературу, я пытаюсь объяснить детям, что в мире есть люди, которым интересно «неинтересное»: например, слушать трехчасовую оперу, читать Данте, говорить о Тарковском - «по правде» интересно, как говаривали на нашем детском жаргоне. Я пытаюсь им показать, что мир шире «кайфа», предлагаемого маркетологами. И порой пытаюсь убедить саму себя, что он шире быта, забот и житейских разочарований… Не знаю, удается ли мне доказать что-либо ученикам (надеюсь!), но себя я воскрешаю местами, подобными Московскому летнему богословскому институту.

Каждый, кто там оказался, утверждал, что не встречал в своем городе (от центральных регионов до Урала) такого количества людей, способных разделить разговор о важном. Наверное, беседы до трех часов ночи о пресуществлении, джихаде сердца, джайнизме и четырех благородных истинах могли показаться даже нашему внутреннему Шарикову - из привычного колеса быта - сибаритской оторванностью от реальности. И он бурчал про себя, не в силах простить забытые ипотеки, посуды и работы: «Какие уж мы вам товарищи! Где уж. Мы понимаем-с! Мы в университетах не обучались»… А настоящим нам, отдыхающим за стопкой книг в уютных мансардных номерах или продолжающим обсуждение лекций за местными «домашними» котлетами, всё это было «единым на потребу»... Более всего поражала в этом месте, пожалуй, именно тональность общения, вырастающая из глубины каждого участника: способность людей не лезть друг другу в душу и одновременно отвечать на самые тонкие ее созвучия. Редкое чудо настоящей встречи.


Лекторы восхитили меня умением бережно реагировать на каждый - даже нелепый - вопрос, дотягивая его до смысла и не отступая от намеченной траектории движения мысли. Лекции о протестантизме поразили способностью А. Тихомирова вживаться в каждую тему так, будто именно этот богослов является любимым и именно этот взгляд – самым близким. Протестантизм развернулся широкой панорамой бесконечной глубины человеческой мысли, не способной оторваться от самой себя; восхитил упорством и силой в желании познать непознаваемое… Ислам предстал живым и обрел человеческое лицо. Как совершить омовение, если нет воды? Почему на минареты раньше влезали только слепцы? Кто такие джинны? Все ответы сразу без зубрежки становились частью наших собственных знаний. Буддизм проникал мантрами, прочитанными на санскрите. Русская религиозная философия – лучистым взглядом сестры Терезы, влюбленной в своей предмет. История современного христианства – отработанным темпоритмом Оксаны Куропаткиной, по совместительству ведущей интересной интернет-передачи.


А подмосковный лес, вечерние костры и жареный зефир укладывали все полученные сведения на нужную глубину сознания.


Отец Жванецкого писал: «Образованный человек живёт намного дольше и лучше. Лучше — то есть с удовольствием»… Образование, которое удается создавать летнему богословскому институту, воистину можно назвать удовольствием. А по слову эпикурейцев, оно «есть цель для всего живого»! Потому нет ничего более естественного, чем оказаться в летнем богословском институте и мечтать побывать там снова.

  

 
Олег Давыдов (Владивосток) 
 
Уникальность летнего института ББИ, где я читаю свой курс, состоит в том, что здесь происходит алхимический союз преподавательского творчества, рассказа о том, что нигде больше не рассказывается ввиду своей "непрактичности", и свободных слушателей, имеющих живой интерес к предмету. Это и есть настоящий праздник служения истине, так редко встречающийся в нашем мире.
  

 
Екатерина Коршикова (Оренбург)
 
В жизни бывает такое время, когда все, что происходит, кажется невероятным - напоминает прекрасный сон. Два года подряд мне посчастливилось побывать в летней школе Библейско-богословского института св. апостола Андрея. Подмосковье. Лес. Детский лагерь и ББИ. Интеллектуальная, доброжелательная атмосфера школы - покоряет. Непринужденность, искренность и радость сопровождают тебя все время. Прекрасная организация!
 
Вроде бы приезжаешь в незнакомое место и вокруг чужие люди, но чувствуешь – это дом. В ББИ лекции в радость! Они пролетают незаметно и невероятно интересно. Преподаватели поражают разносторонностью, глубиной знаний, захватывают внимание и отправляют в самые увлекательные путешествия: Халкидонский собор, крестоносцы, полеты в космос, знакомство с С.Л. Франком, разнообразными протестантскими деноминациями, полное погружение в теологию ислама, и еще читают на иврите и арабском! Потрясающе!
 
После окончания занятий свободное время, а точнее время разговоров, игр, чая, песен под гитару и прогулок. Каждый год имеет уникальное наполнение: 2017 году - играли в игры: бадминтон (привет, Настя), волейбол (привет Леня, Дима и Вадим) в разную погоду и в любое время! А игры в слова, ломающие мозг!? (Привет, Люда и Ваня). 2018 году подвижных игр не хватило, но зато философские разговоры будут перебираться и рефлексироваться в памяти еще долгое время! (Привет, Лизе, Диме и Жене!)
 
Удивительно то, как подбираются и собираются такие чудесные люди! Грустно, когда заканчивается летная школа! Всем большое спасибо за МЛБИ 2017 и ЛИД 2018! Это прекрасное время!
 

 

Юрий Канча (Таганрог)

ВОСЕМЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ НУЖНО ПОЕХАТЬ НА ЛБИ

Для начала пролегомена.

Поскольку я был на ЛБИ "Великим инквизитором" и "Рупором Святаго Православiя" и совал свой полугреческий нос во все дырки, мое молчание преступно на фоне столь влекущего обаяния папежников [Отзыв Марии Юрловой, см. ниже].

Предлагаю разобрать посещение ЛБИ с точки зрения милой нашему православному сердцу аскетики (в духе ненавистного всем латынянам «полупелагианина» преподобного Кассиана Римлянина).

О страсти чревоугодия.

Борьба с этой страстью на ЛБИ отменена. Что может свидетельствовать о его праздничном статусе. ЛБИ проходит в конце июня-начале июля. То есть практически всегда приходится на Петров пост.  База «Ручеёк» же, принадлежит  братьям-баптистам.  Которым наш пост по барабану (ну а мы их за то гитарой по ночам…) - кормят как и всех. И вот, благословением председателя богословской комиссии митрополита Филарета Минского на территории ЛБИ Петров пост отменён. Ревнителям отеческих преданий напомню, что согласно данным исторической  литургики, Петров пост носил компенсаторный  характер и предназначен был для тех, кто нарушил неотменяемую никем и ничем строгость поста Великого.  «Вашим постом будет богословская учёба и дружеское общение» сказал кир Филарет ректору ЛБИ А.Э. Бодрову. Но пост отменяется в силу праздника. Итак, праздник богословия и науки налицо. Радостно лобызаем благословение святителя. Нужно сказать, что  баптисты известны своим хлебосольством  и кормят прекрасно.  Об этом волноваться не стоит. Любите поесть  - приезжайте на ЛБИ. Но помните: «Для обуздания этих страстей  <блуда и чревоугодия> недостаточно одной тщательности духа (как иногда это бывает относительно гнева или печали и других страстей, которые может подавить тщательность духа, без всякого сокрушения плоти), если не будет присоединено также и телесное укрощение, которое совершается постом, бдением, сокрушением посредством труда; а к этому должно быть прибавлено и отшельничество, потому что как от порочности души и тела они происходят, так и побеждены быть могут не иначе, как трудом обоих.» Кассиан.  «Пятое собеседование аввы Серапиона».

О страсти блуда.

Мудрейший Лествичник делится своим богопросвящённым разумением: «Кто одним воздержанием пытается пресечь сию брань, тот подобен человеку, который усиливается выплыть из пучины морской, действуя одною рукой. Сопряги с воздержанием смирение; потому что первое без последнего оказывается неполезным»

Боголаголивый Павел благовествует Коринфянам: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться».

Блуд же мерзок сам по себе и смраден по сути. Однако следует помнить, что Всеблагой Бог, творя человека, вложил в него стремление к размножению, связав мужей и жен узами брачной любви. А об этом не грех сказать нечто.

Барышни на ЛБИ прекрасны. Дивная гармония телесной красы и чистота души влекут к тому, чтобы последовать совету Апостола языков, неженатые - дерзайте. Замечательный преподаватель, профессор Кембриджа, диакон Вселенского Патриархата о. Алексей Нестерук подал благой пример и нашел себе супругу на одном из предыдущих ЛБИ

О страсти сребролюбия.

Всем одержимым стяжательством книг и знаний рекомендую прекрасный паллиатив сребролюбию от ББИ – книги издательства по половинной (от издательской) цены. Опытные ЛБИшники уезжают, груженые тюками интереснейшей литературы . С другой стороны, аскетический момент состоит в том, что по льготной цене можно взять только по одному экземпляру.

Препобеждая идолослужение сребролюбия да внидем в радость Господа Нашего!

О страсти гнева.

«Мы слышали, что некоторые стараются извинить эту гибельную болезнь души, превратно толкуя Св. Писание, хотят умалить ее, говоря, что не вредно, если мы гневаемся на согрешающих братьев; даже о самом Боге говорится, что Он гневается на тех, которые не хотят знать Его или, зная, презирают, как говорится: воспылал гнев Господа на народ Его (Пс 105, 40); или как пророк молится, говоря: Господи! не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня (Пс 6, 2). Не понимают они того, что, желая предоставить людям повод к смертоносному пороку, они Богу, источнику всякой чистоты, оскорбительно приписывают страсть.»  Кассиан.  «Постановления киновитян. О духе гнева».

На ББИ не приветствуются драки, ссоры и аутодафе. Хотя наши католики весьма хотели пострадать. Как Лев Толстой хотел*. Или Жан-Поль Сартр. Ибо сей муж в студенческую революцию 1968г. вышел на баррикады и был благополучно препровожден в участок. Но спустя малое время позвонил сановный Де Голль и сказал «Сартр – наше национальное достояние!» и упирающегося Сартра выкинули из участка. Но это к слову. Пострадать не вышло.

А вообще же общение, несмотря на разности наших взглядов, было мирным и, не побоюсь этого слова, дружеским. Пребывание на ЛБИ доказывает, что вопросы веры можно обсуждать остро и бескомпромиссно, но без ругани и драк, а потом идти вместе на пляж.

А именно такого общения не хватает нам в России современной, да и ранее традиций терпимости у нас не наблюдалось. Подвизаясь на ЛБИ вы научитесь обращать гнев с брата на злобу которая в себе.

О страсти печали.

«Эта страсть происходит от предшествующего порока  —  гнева  —  или рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти, когда кто видит, что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи». Кассиан.  «Постановления киновитян. О духе печали».

Итак, печаль, результат несбывшихся ожиданий. Но на ЛБИ царит атмосфера если не самого, то преддверия рая. Аркадии, как сказала одна весьма мудрая жена. Единственный недостаток – магазин далеко и закрывается рано. Но это по ведомству другой страсти… Ещё к печали располагает безделье, а на ЛБИ нужно постараться, чтобы заскучать. Плодотворные лекции, плавно переходят к круглым столам, а те разрешаются в дискуссии и группы по интересам, которые засиживаются далеко за полночь. Усталые добираются полуношники до кроватей и засыпают сном праведников.

О страсти уныния.

Уныние происходит от того, что наша душа созданная для Бога, не находя Его впадает в гибельную тоску и беспричинную печаль. Согласно богосветлому авве Кассиану, уныние врачуется молитвой. И для молитвы отведено время на этом дивном синаксисе.

К утренним молитвам призваны все люди благой воли, их возглавляет кто-либо из священнослужителей. Вечерние молитвы совершаются подвижниками по усердию. Наше дружное пение Молитвы Господней перед трапезой не раз вызывало овации у американских братьев-баптистов отдыхающих в «Ручейке».

Воскресный день отмечен литургией в Новоиерусалимском монастыре и последующей экскурсией, проводимой изрядным иконоведом И.К. Языковой.

О страсти тщеславия.

Тщеславие и гордость относятся к страстям духовным, На брань с ними потребно выходить усовешившимся, но и не усовершившимся не выходить пагубно. Ибо должен всеблагий Господь видеть наше желание противостать злу и тогда пошлёт Он благодать в ослаблении и исцелении сей язвы. Преподобный Кассиан же глаголет о тщеславии: «Прочие страсти называются однообразными и простыми; а эта многосложна, многообразна, разновидна  —  везде, со всех сторон встречается воину и победителю. Ибо она во всем: в одежде, походке, голосе, деле, бдении, посте, молитве, отшельничестве, чтении, знании, молчании, послушании, смирении, долготерпении  —  старается уязвить воина Христова, и как какая-нибудь, гибельная скала, покрываемая бурными волнами, причиняет непредвиденное и жалкое кораблекрушение плавающим при благополучном ветре, когда те не опасались и не предвидели этого». Кассиан.  «Постановления киновитян. О духе тщеславия».

Мнящим о себе многое, будет весьма полезно столкнуться с россыпью умственных адамантов и смирить свой гордостный разум. Ибо обилие умных и обаятельных людей на квадратный метр зашкаливает. Преподаватели и студенты являют нам неоскудевающее биение русской мысли.

О бесовской гордости.

Гордость есть мать всех страстей и начало пороков. Причина падения человека и диавола. Отсутствие любви и невозможность Общения.

А о гордости вот что вам поведаю. Сидел я за столом с одной нечестивой папежницей. И смиряя свою православную гордость просил у неё куриные ножки, а она, сердечная, давала. Сама же, снисходя с высоты своего латынскаго высокомерия, съедала мою куриную  кожицу. Так борол я демонскую твердыню гордости, чему несказанно и горд.

 

Любезный мой читатель. Если после всех сих душеполезных увещаний ты, имея такую возможность, по нерадению и небрежности не посетишь ЛБИ, то знай нечестивец, что ты отрекся от веры и хуже неверного. 

____________________________________________________________________________

* Письмо  К. Леонтьева прот. Иосифу Фуделю (28 февраля 1890):"Я сказал: «Жаль, Лев Николаевич, что у меня мало фанатизма. А надо бы написать в Петербург, где у меня есть связи, чтобы вас сослали в Томск и чтобы не позволили ни графине, ни дочерям вашим даже и посещать вас, и чтобы денег вам высылали мало. А то вы положительно вредны». На это Лев Николаевич с жаром воскликнул: «Голубчик, Константин Николаевич! Напишите, ради Бога, чтоб меня сослали. Это моя мечта. Я делаю все возможное, чтобы компрометировать себя в глазах правительства, и все сходит мне с рук. Прошу вас, напишите»".


Мария Юрлова (Архангельск) 

С некоторым опозданием, по не очень свежим впечатлениям, но зато искренне. Я буду говорить так, как я это запомнила.

Я захотела поехать на ЛБИ-2011 почти сразу, как приехала с ЛИБН-2010. Честное слово. Мне настолько понравилась сама идея Летних институтов, атмосфера в Ручейке, те люди, которых я там встретила, что этот опыт хотелось повторить. Как минимум, чтобы понять, так ли все было замечательно, как мне помнилось. И вот, заявка принята, маршрут распланирован, дела отложены, мы едем, мы приехали – Влад Пропер, Антон Полуэктов и я. Антон тоже во второй раз. В этом году я ехала с установкой на то, чтобы успеть всего по максимуму – и поучиться, и пообщаться с как можно большим количеством людей, и задать все вопросы, которые были, и насладиться сказочным лесом, окружающим лагерь. По опыту прошлого года я знала, что успеть все это получится, если не спать. Собственно, почти так и вышло.

Все было именно так, как я запомнила: в Ручейке замечательно. Там хорошо даже просто отдыхать, не говоря уж о том, что полное погружение в атмосферу, когда все остальные заботы и проблемы оставлены дома – это прекрасный способ целиком сосредоточиться на том, что окружает тебя сейчас. Мои прошлогодние ассоциации: спокойствие, душевность, теплая и дружелюбная обстановка. Милые улыбчивые люди, которые не лезут к тебе с намерением пообщаться, если не видят ответного энтузиазма. Чистота и порядок на территории, поразившие в самое сердце. Это был шок. Вобщем, с прошлого года у меня остались только невнятные восторги, в этот раз я думала, что морально готова к тому, что увижу.

Наша замечательная компания (человек 8 обычно, плюс минус некоторые, приходящие, когда им было интересно) сложилась на второй же день после стихийно организовавшейся дискуссии о правах геев, плавно перешедшей в дискуссию о семье, правах человека, христианстве как таковом и закончившейся не помню, чем. Этих людей я вспоминаю с улыбкой, с ними было интересно, легко, неожиданно, они разные – образованием, сферой деятельности, образом жизни и отношением к вере и церкви – но как-то вот сошлись. Забегая вперед, высказываю пожелание: ребят, я не хочу, чтобы мы потерялись, я все равно буду писать и спрашивать, как вы там. И буду очень рада встретиться (а с некоторыми мы и увидимся в ближайшем будущем!!!). Конференций в России проводится много, в конце концов.JАга. Конечно. Я не знаю, правда, не знаю, как именно организаторы подбирали участников, но народ подобрался просто удивительный. Количество умных, оригинальных и при этом адекватных людей на квадратный метр зашкаливало. В любой части лагеря можно было нарваться на интересный разговор. Безумно жалею, что не успела пообщаться со всеми, но я и так постаралась охватить всех, до кого могла дотянуться! Люди, люди – это самое главное, что мне запомнилось, новые друзья и знакомые – самое главное, что я приобрела на ЛБИ. Не в обиду прекрасным преподавателям – из наших вечерних «заседаний кафедры» я вынесла не меньше, чем с лекций.

Основной вопрос, с которым я приехала на ЛБИ, и который был озвучен многими другими участниками в разных местах и разными словами, я могу озвучить, процитировав себя же (по свежим еще впечатлениям, после 1й недели).

«Ключевой вопрос ЛБИ этого года, сформулированный мной для себя - как можно оставаться христианином в современном мире и как мы понимаем христианство. По опыту прошлой недели можно сказать, что общий язык могут найти все, при наличии должного уровня религиозного и научного образования и желания понять Другого. При отсутствии одной из частей (любой) диалог не получается. С фанатиками от науки и религии разговаривать сложно». Это, собственно, основное, что я могу сказать по этому поводу. А в целом, круг волновавших нас проблем был широк.

Мы говорили о современной теологии, о ее месте в мире, ее способности быть наукой и чем-то еще. Нужна ли нам вообще теология, и если да, то кому и какая? Это даже стало темой одного из круглых столов. Кстати, здесь я не могу не отметить того, что преподаватели давали определенную свободу выбора, о чем говорить и какие темы поднимать. Все же, большинство из нас уже не студенты, и нам было что сказать и что спросить. Ну и о чем поспорить, не без этого. Далеко не всегда мы были корректны друг с другом по форме и содержанию того, что говорилось. Далеко не всегда даже были вежливы. Когда задевают за живое, трудно остаться на позиции стороннего наблюдателя. Мы говорили о том, кто такие христиане и, глядя друг на друга, видели, насколько мы разные. Православные ортодоксы. Либералы. Служители церкви. Семинаристы и выпускники вузов. Преподаватели. Кажется, два атеиста (один так точно). Двое католиков (ну мы с Антоном, собственно). По этому поводу могу сказать следующее: нет, я не чувствовала от тех, с кем сидела в аудитории, какого-то негатива. От некоторых других – да, было. Но я думаю, это больше связано с нашими личными качествами, а религиозная принадлежность здесь просто совпала. А может и нет, не знаю. А вообще, народ был ну не то, чтобы толерантный, но дружелюбный. К концу первой недели из тех, с кем я хотела общаться, лично мне не отказывал никто. Может, сыграло роль то, что у нас за ночь не отрастали рога и копыта, мы не приносили в жертву младенцев и не приходили на утреннюю молитву поглумиться. И вообще, старались уважительно относиться к религиозному чувству других. Были, конечно, забавные моменты… Ничего, наверное, из этого не было эпатажем, поэтому ни за что не стыдно. Оно так само получалось. Молитва перед обедом, в которой мы не участвовали. Утренняя литургия, на которую не поехали только трое слушателей (привет, Андрей!). То, что в итоге нас мягко обозвали «христианскими диссидентами» (привет, Федя!), хотя мы говорили не самые неприятные вещи из того, что было сказано по поводу ситуации в РПЦ. Далеко не самые. Я не в претензии. Если ты хочешь быть собой и отстаивать свою точку зрения, за это приходится платить тем, что тебя не поймут или будут с тобой не согласны. Христианин ведь должен быть честным сам с собой, не правда ли?

Еще одна проблема, вставшая сама собой – это собственно возможность диалога между нами, такими разными. Я считаю, у нас это получилось, хотя не было, наверное, такого вопроса, в котором все были бы согласны со всеми. Но ведь суть диалога не в том, чтобы достичь единства мнений, а в том, чтобы услышать другого и постараться лучше понять себя. По сути, это то, что мы делали каждый день. Пытались, по крайней мере. Этот опыт был для меня необычайно ценным. Спасибо вам, ребята. Еще раз. Я не буду писать здесь, какие вы все замечательные, и рассказывать о каждом в отдельности. Вы и так это знаете.

Еще одно спасибо нужно сказать тем людям, которые у нас преподавали. По большей части, это было классно. Профессионально, интересно. Я не буду писать плохое, ладно? Все же, кто был, помнят, когда и где (а главное - из-за чего) были конфликты. И чем все кончилось. Диктофонные записи опять же есть. Кстати, у кого они есть, напишите, а? Очень мне хочется, чтобы у меня это тоже было… Такая память. Если организаторам интересно, я могу в личку написать, что я думаю по поводу конфликтов и тех претензий (наших и к нам), которые озвучивались. Хотя мы и так довольно громко об этом кричали.

Ну и конечно, наши организаторы. Вам респект. Я понимаю, вы быстро пожалели, что собрали нас всех в одном месте, но было поздно. Вы мужественно терпели все бедствия и не жаловались. Гаяне была невозмутима, даже когда ее окружала толпа нас, требующих чего-то совершенно невнятного, но зато громко и размахивая руками. Мы приходили жаловаться, общаться, были шумны, неорганизованны, выходили через окно в аудитории и упорно не желали расходиться спать. По части того, КАК все было, у меня претензий нет. Все проблемы решались по мере возникновения.

Мы ездили купаться и загорать. Сидели в курилке, пока могли держать глаза открытыми. Гуляли в чудесном лесу. Лично у меня одним из самых сильных воспоминаний была гроза, заставшая меня в 5 минутах ходьбы от лагеря. Пришлось пережидать под дубом, а потом сушиться. Но все равно было хорошо! Даже сейчас я вспоминаю эти две недели и улыбаюсь.… На фотографиях наши счастливые и довольные лица говорят сами за себя. Может быть, кто-то расскажет совсем другую историю, но я все помню именно так. Это было здорово. Я хочу к вам снова.

 


Юлия Турнаева (Санкт-Петербург)

Спасибо Маше и Юле за отзывы. Вот ещё немного от меня с благодарностью:).
"Мы жизнью духа нежною живём..." Мне всё время вспоминалось это стихотворение Гессе. Потому что я чувствовала себя в мире "Игры в бисер", в Касталии. В мире, который захватывает тебя многообразием своих возможностей и обещанием новых и новых открытий. Где каждый учитель и ученик одновременно.Где находишь многое из жизни души и духа, что ты ещё не знаешь и хочешь узнать. А всё это надо вместить в две недели. Мало! 
Ничто не отвлекает от работы ума (спасибо организаторам и поварам:). Лекции, семинары, вечерние беседы... "В пустыне духа не бывает гроз..." (Гессе). Ну уж нет! Во-первых, какая уж тут пустыня! А если и пустыня, то буйно и неукротимо цветущая весной:). А во-вторых, там бывают грозы! И ещё какие! Особенно по вечерам. Помните семинары?;) 
А ещё были: ранний подъем, утренняя молитва, завтрак, лекции, обед, настольный теннис, лекции, ужин, шахматы, семинары, занятия в "сводном хоре", волейбол, пение у костра, вечерняя молитва. Или так: утренняя молитва, дальше всё так же, потом семинар, семинар, семинар... "Игра нам в радость, нас не гонит плеть...":).

Поздним вечером все расходились, собирались группами. Кто-то обсуждал положение теологии в современном мире, кто-то разводил костер, пел песни. Музыка разносилась по лагерю, тревожа наших чинных хозяев. Поэтому на гитаре играли шёпотом:).

Мудрые преподаватели... О.Ианнуарий подобно алхимику смешивал в "тигле" своих лекций разные переводы Библии, значения слов и вытягивал новые СМЫСЛЫ из древней КНИГИ. И А.В.Нестерук, потрясший моё воображение словами об "аде звёздного неба". И тонкий, невесомый, полупрозрачный (как сказать?) стиль Гутнера; и переживание "образа святости в современном мире" С.М.Панич; и богословие культуры И.К.Языковой, возбудившее споры; и быстро пробуждавшая ещё спящее сознание О!ксана (радостное пробуждение:). Чудесные наши преподаватели! Чудесные люди вокруг! Лес, чистый воздух, пение птиц за окнами! Всё это создавало великолепное многообразие жизни, в которое мы были погружены, как в ласковое море, играющее на солнце. И теперь, возвращаясь к этим воспоминаниям, как будто открываешь шкатулку с драгоценностями, хранящую только часть несметных богатств. Может, ещё кто-нибудь добавит в неё свои сокровища?:)

Горячий привет саратовцам, "ночевавшим" у костра с гитарой и флейтой, терпеливо тренировавших начинающих волейболисток из Питера (и Геннадию!:). Спасибо нашим регенту и первому сопрано "сводного хора":). ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВСЕМ ОРГАНИЗАТОРАМ, ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ И УЧАСТНИКАМ. Да здравствует Касталия!

 


Анатолий Юрьев (Москва)

«Это было недавно, это было давно»…
Лето 2009 года.  База отдыха «Ручеек».  Летний богословский институт и Летний институт по богословию и науке.  Золотое время!


Я уже учился в Библейско-Богословском Институте Св.  Апостола Андрея и очень хотел пройти летний интенсив у своих преподавателей,  оформил анкету,  бросил все дела и уехал в Подмосковье.   Я думал об учебе, но не думал, что попаду в Рай для богословов.   Пир интеллектуальный прерывался только пиром физическим и прогулками на лоне природы.  С записями лекций можно было сразу уйти в лес, осмыслить услышанное и записанное и спокойно подготовиться к проверочным работам.  Что еще нужно заинтересованному человеку для счастья?!


Я не очень общителен, но в Летних институтах наслаждался общением.  Во-первых, с преподавателями.  Ианнуарием (Ивлиевым), Андреем Анатольевичем Грибом, Алексеем Викторовичем Юдиным, Светланой Михайловной Панич, Ириной Константиновной Языковой, Алексеем Всеволодовичем Нестеруком, Григорием Борисовичем Гутнером, Сергеем Викторовичем Чебановым, Александром Юрьевичем Корнеевым.  Во-вторых, разговорами в компании похожих на меня интровертов, любящих пешие прогулки и выскакивающих из лесной глуши только за тем, чтобы душить в объятиях преподавателей и бомбардировать их вопросами.   
Приехавший на учебу народ очень быстро разбился на группы по интересам.  Стихийно возникали дискуссии на разные темы.  После занятий организовывались просмотры фильмов, посиделки у костра.  Была удивительно доброжелательная атмосфера! И очень скоро у всех нас появилось чувство духовного братства.  


Не перечесть интересных и смешных случаев.  Помню Алексея Юдина, спорящего со слушателями о католической догматике под проливным дождем.  Поющего у костра Григория Гутнера.  Комментарии Архимандрита Ианнуария, столь блестящие по содержанию и смешные по форме, что у многих из нас скулы сводило от смеха, а глаза горели восторгом: батюшка высказывал гениальные мысли.  Помню страдания одного парня, кандидата философских наук: «Поговорил немного с Гутнером и почувствовал себя полным идиотом».  Окружающие утешали несчастного, утверждая, что в этом он не одинок, но все же мы учимся, и у нас еще есть надежда что-то понять и в чем-то разобраться.  

Очень не хотелось уезжать!


Екатерина Гуляева (Москва)

ЛБИ-2013 стал для меня прекрасной возможностью открыть новые горизонты веры, поскольку все дисциплины, которые мы прослушали, были так или иначе связаны с христианством. Хотелось бы особо отметить высокий уровень квалификация всех без исключения преподавателей. Меня настолько захватили некоторые аспекты лекций, что осенью 2013 г. я решила взять курс культурологии. Я благодарна устроителям ЛБИ за творческий и профессиональный подход к образованию. Организация мероприятия - выше всяких похвал. Спасибо.


Павел Роек (Польша, Краков)

Прекрасно вспоминаю Летний богословский институт. Я уверен, что все миряне призваны к тему, чтобы иметь соответствующую их образованию богословскую подготовку. ЛБИ именно дает такую возможность. Очень солидные занятия, свободное общение с преподавателями и конечно замечательные ребята из России, Украины и других стран. Не говоря о длинных подмосковных богословских вечерах!