Главное меню





Дистанционный курс "Новый Завет"


Записаться на курс

П Р О Г Р А М М А

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (ДИСТАНЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

 по профилю основной профессиональной образовательной прогрммы "Теология"

НОВЫЙ ЗАВЕТ

1 часть

Нагорная проповедь

 

1.   Цель освоения дисциплины:

Курс предназначен для учащихся по программе дополнительного образования ББИ, разработан в соответствии с концепцией программы «Теология» и включает в себя экзегетический анализ новозаветных текстов, наиболее показательных с историко-критической и богословской точек зрения. Цель курса в том, чтобы познакомить слушателей с основными научными концепциями и толкованиями Нового Завета. В данной части рассматривается проблема сложения корпуса четырех евангелий и книги Деяний апостолов. Тексты рассматриваются в контексте всего корпуса Нового Завета, а также на фоне исторической ситуации эпохи, что создает более насыщенный контекст для полноты представления о смысле этих книг. В курсе используются также элементы герменевтического и текстологического анализа, при этом учитывается языковая проблема и дается богословский анализ текстов.

2. Настоящий курс решает следующие основные задачи:

— освоение системного комплекса знаний о новозаветных текстах и главных богословских темах, в них содержащихся;
— овладение навыками анализа новозаветных текстов с богословской точки зрения;
— ознакомление с современными экзегетическими концепциями.

В результате освоения данного курса слушатель смжоет приобрести следующие компетенции:

знания:

— специфики новозаветных текстов и их богословской проблематики;
— различных толкований и интерпретаций этих тем у древних и современных авторов;
— особенностей толкования и интерпретаций в зависимости от переводов;

— проблематики современных библейских исследований.

умения:

— воспринимать новозаветные тексты как источник формирования богословских взглядов древней церкви;
— анализировать новозаветные тексты, привлекая разные переводы  и комментарии;
— составить целостную картину новозаветного богословия, опираясь на разбросанные в тексте высказывания новозаветных авторов;

— понимать динамику развития христианских представлений о мире в ранний период.

3. Содержание программы курса.

  1. Заповеди блаженств. Композиция блаженств: закономерности в последовательности. Блаженства ветхозаветные и новозаветные. Значение Ветхого Завета для понимания блаженств.
  2. Отношение Иисуса к Закону Моисееву. Роль и смысл Закона в Новом Завете («ни одна йота…»). Отношение Иисуса к Закону в сопоставлении с учениями фарисеев и ессеев. Отношение Иисуса к Закону и Павлово учение об «оправдании верой». Роль дел и веры в спасении.
  3. «Вы слышали, что сказано…»«Антитезы» или дополнение? Некорректность понятия«антитеза». Мессианское истолкование ветхозаветных заповедей. Смысл аскезы в учении Иисуса. Отношение к насилию и ненасилию.  
  4. Учение о молитве. Молитва Господня в сопоставлении с древними иудейскими молитвами. Ветхозаветные темы и обетования в молитве Господней. Царство как настоящая и как будущая реальность в молитве Господней. Смысл понятия epiousios. Вопрос о заключительном славословии. 
  5. Учение о духовных и земных благах.Социальное учение Нагорной проповеди: отношение к достатку и заработку. Учение Иисуса о земных благах и практика первохристианских общин (иудеохристианских и языкохристианских).
  6. Два пути. Учение о двух путях в контексте Ветхого Завета. Тема лжеучителей и лжепророков.
  7. Нагорная проповедь в контексте Нового Завета. Темы Нагорной проповеди в других текстах Нового Завета. Сопоставление Нагорной проповеди с «проповедью на равнине» (Евангелие от Луки). Нагорная проповедь и этическое учение иудеохристианских общин (Послание Иакова, Послание Иуды). Нагорная проповедь и учение апостола Павла.

 

2 часть.
Богословие апостола Павла
  1.   Апостол Павел и имперская власть. Введение. Отношение к власти в Ветхом Завете. Святоотеческая интерпретация ветхозаветных и новозаветных цитат о власти. 13 глава послания к Римлянам. Исторический и культурный контекст послания Павла. Отношение к власти, как частный случай отношения к врагам.

  2.    Апостол Павел и иерусалимская община. Взаимоотношение апостола Павла с галатами, миссионерская деятельность. Писание и предание. Антиохийский инцидент. Проблема хронологии.

  3.    Апостол Павел и иудаизм. Послание к Галатам. Иудео-христианство и языко-христианство. Обращение апостола Павла. Переосмысление Павлом Писания. Принятие Павла Иерусалимской общиной.

  4. Псевдоэпиграфика в посланиях апостола Павла. Псевдоэпиграфика. Отношение к псевдоэпирафам в ранней церкви. Служение женщин в павловых церквах. Роль женщин в Евангелиях. Послание к Коринфянам 11: пророчество женщин.  Послание к Коринфянам 14:34-35 «Жены ваши в церквах да молчат». 1 Послание к Тимофею 2:11-15 «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью».

  5. Отношение к рабовладению в Павловых посланий. Отношение к рабовладению в Библии. История отношения к рабовладению. Исторический контекст посланий Павла. Послание к Филимону.  

     

4.   Распределение часов по темам и видам работ (1 семестр. Заповеди Блаженства):

 

 

п/п

 

Разделы и темы

дисциплины

Всего часов

Аудиторные занятия

(в часах)

Самостоятельная работа

(в часах)

Лекции

Семинары

Практические занятия

Тема 1.

Заповеди Блаженств 

 

2

 

 

8

Тема 2.

Отношение Иисуса к Закону Моисееву

 

2

 

 

8

Тема 3

Вы слышали, что сказано…

 

 

2

 

 

8

 

Тема 4

Учение о молитве

 

2

 

 

8

Тема 5

Учение о духовных и земных благах

 

2

 

 

8

Тема 6

Два пути

 

2

 

 

8

Тема 7

Нагорная проповедь в контексте Нового Завета

 

2

 

 

8

 

Семинар

 

 

8

 

12

 

Квалификационная выпускная работа

 

 

 

 

24

Итого по дисциплине

 

114

14

 

 

8

 

92

Распределение часов по темам и видам работ (2 семестр. Богословие апостола Павла):

п/п

 

Разделы и темы

дисциплины

Всего часов

Аудиторные занятия

(в часах)

Самостоятельная работа

(в часах)

Лекции

Семинары

Практические занятия

Тема 1.

Павел и имперская власть 

 

2

 

 

8

Тема 2.

Павел и иерусалимская община

 

2

 

 

8

Тема 3

Павел и иудаизм

 

 

2

 

 

8

 

Тема 4

Псевдоэпиграфика в посланиях апостола Павла

 

2

 

 

8

Тема 5

Отношение к рабовладению в Павловых посланий

 

2

 

 

8

Квалификационная выпускная работа

24

Итого по дисциплине

 

74

10

 

 

 

64

 

6.      Виды самостоятельной работы слушателей:

1 семестр «Нагорная проповедь»
Написание реферата по лекциям о Мф 5:1-37.
Разобрать этот большой отрывок на несколько смысловых отрывков и кратко пересказать суть каждого.
Внимание: это НЕ задание на работу с комментариями или самостоятельное мышление. Проверяется степень усвоения материала.
 Реферат должен составлять не менее 15 тыс. знаков (с пробелами).
 
Написание эссе на одну из предложенных тем.
  1. Ветхозаветный контекст заповедей блаженства.
    2. Антитеза о гневе в иудейском и греко-римском контексте.
    3. Антитеза о разводе: интенция и иудейский контекст.
    4. Антитеза о любви к врагам в иудейском и греко-римском контексте.
    5. Речение о нерушимости Закона в Мф 5:17-20 и антитезы: противоречие или когерентность?
    6. "Золотое правило" в Евангелии от Матфея и его предшественники в иудейской и греко-римской традиции: сопоставление.
    7. "Золотое правило" и заповедь о любви в Евангелии от Матфея: сопоставление[1].


    Литература:
Луц, У. Нагорная проповедь (Мф 5-7)// Словарь "Иисус и Евангелие". ББИ., М., 2014. Спорные попытки реконструировать историю традиции, но качественный филологический анализ и ценный раздел по истории интерпретации.
 Инстон–Брюер, Д.  Развод и повторный брак в церкви. 2003
2 семестр. Самостоятельные работы по курсу Новый Завет «Богословие апостола Павла»
Темы рефератов
  1. Павел и иерусалимская община.
  2. Антиохийский инцидент: причины, ход, результаты.
  3. Отношение Павла к Римской империи.
  4. Женское служение в Павловых церквах.
  5. Отношение Павла к рабству.
 
8.   Оценка качества освоения программы:
 
Рефераты и эссе:
Итоговая аттестация - рефераты и эссе оцениваются преподавателем по пятибалльной системе и сопровождаются отзывом.
 
 
9.   Кадровое обеспечение (список составителей программы дисциплины):
Глеб Гарриевич Ястребов
 
Учебно-методическое  и информационное обеспечение дисциплины
 
  1. 1.      Литература для изучения курса  Новый Завет «Нагорная проповедь».
Основная литература:
Иероним Стридонский, Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея (Москва, 1998). Одно из классических толкований святоотеческой эпохи.
Луц, У.Нагорная проповедь (Мф 5-7) (Москва, 2014). Спорные попытки реконструировать историю традиции, но качественный филологический анализ и ценный раздел по истории интерпретации.
Флуссер, Д. Иисус (Урал LTD, 1999). Давид Флуссер, крупный знаток раввинистической литературы, хорошо показывает укорененность учения Иисуса в иудаизме.
Дополнительная литература:
Bruner, F. D.The Christbook: A Historical/Theological Commentary (2 vols.; Grand Rapids: Eerdmans, 2004). Размышления пресвитерианского библеиста, активно учитывающие церковную экзегезу разных времен (в том числе святоотеческую), уделяют основное внимание богословской стороне текста. Написано живо и неординарно.
Davies, W. D., &D. Allison. A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel According to Saint Matthew (3 vols.; Edinburgh, 1988–1997). Самый монументальный из существующих комментариев на Евангелие от Матфея. Опять же история формирования текста реконструирована спорно (как признавал впоследствии Эллисон), и есть опасность за деревьями (деталями) не увидеть леса (общей богословской линии). Однако очень сильно поставлен филологический анализ.
Nolland, J.The Gospel of Matthew: A Commentary on the Greek Text (Grand Rapids: Eerdmans, 2005). Либеральная англиканская библеистика в респектабельном проявлении. В своей обстоятельности комментарий немногим уступает «Дэвису-Эллисону», причем филологические нюансы изложены проще и доступнее.
2        Литература для изучения курса  Новый Завет «Богословие апостола Павла».
 
Бил, Г. К., и Д. Карсон, ред., Ветхий Завет на страницах Нового. Том IV: Послания апостола Павла(Черкассы, Коллоквиум, 2015).
Бокэм, Р. Иисус и женщины. Роль женщин в первоначальном христианстве (Москва: ЭКСМО, 2015).
Макрей, Дж., Жизнь и учение апостола Павла (Черкассы: Коллоквиум, 2009).
Райт, Н.Т., Что на самом деле сказал апостол Павел (Москва: ББИ, 2003).
Хаакер, К., Богословие Послания к Римлянам (Москва: ББИ, 2006).
Хейз, Р., Отголоски Писания в Посланиях Павла (Черкассы: Коллоквиум, 2011).
Ястребов, Г., Работа с научной литературой по Новому Завету (Москва: СФИ, 2014).
Barclay, J. Pauline Churches and Diaspora Jews (Tübingen: Mohr Siebeck, 2011).
Blum, A. Pseudepigraphie und literarische Fälschung im frühen Christentum (Tübingen: Mohr Siebeck, 2001).
Campbell, D. The Deliverance of God: An Apocalyptic Rereading of Justification in Paul (Grand Rapids: Eerdmans, 2009).
Donelson, L. Pseudepigraphy and Ethical Argument in the Pastoral Epistles (Tübingen: Mohr Siebeck, 2011).
Dunn, J. D. G. The Theology of Paul the Apostle (Grand Rapids: Eerdmans, 1998).
Horsley, R. Covenant Economics: A Biblical Vision of Justice for All (Louisville: Westminster John Knox Press, 2009).
Keener, C. Paul, Women, and Wives: Marriage and Women's Ministry in the Letters of Paul (Grand Rapids: Baker Academic, 1992).
Kim, S., Christ and Caesar: The Gospel and the Roman Empire in the Writings of Paul and Luke (Grand Rapids: Eerdmans, 2008).
Sanders, E., Paul and Palestinian Judaism (London: SCM Press, 1977).
Silva, M. “Faith Versus Works of Law in Galatians,” / Justification and Variegated Nomism: The Paradoxes of Paul(ed. D. A. Carson, Peter T. O’Brien, Mark A. Seifrid; WUNT 181; Grand Rapids: Baker, 2004), 217-248.
Wilder, T. Pseudonymity, the New Testament, and Deception (Lanham: University Press of America, 2004).
Wilson, R. Colossians and Philemon (London: T & T Clark, 2005)