Главное меню






                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                       

Дистанционный курс "Ветхий Завет"


Записаться на курс

Записаться на лекцию

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (ДИСТАНЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ "ВЕТХИЙ ЗАВЕТ"

по профилю основной профессиональной образовательной прогрммы "Теология"

Введение в Ветхий Завет/ТаНаХ – курс дает первичные знания о Библии (Священном Писании евреев, о его формировании и отдельных частях к началу нашей эры)/Ветхом Завете/Танахе. Студенты познакомятся не только с традиционными подходами к библейскому наследию, представленными христианством и иудаизмом, но и научными методами изучения Священного Писания, представленными различными школами, включая современные.

Цель программы: развитие исследовательского и творческого мышления каждого, изучающего библейские тексты, удовлетворение интеллектуального любопытства при поиске библейских истоков основных богословских понятий.

В задачи настоящего курса входит: подготовить студента к изучению Библии на академическом уровне, познакомить его с основными разделами Библии, различными жанрами библейской литературы, с разнообразием используемых научных подходов при исследовании библейских текстов.

Для успешного завершения курса требуется сдача трех контрольных работ, написание отчета-рецензии по одной из выбранных книг (из списка рекомендованных) и курсовой работы-реферата (из числа предлагаемых тем или выбранных по собственному желанию, но при условии одобрения преподавателя курса).

Курс состоит из 7 частей:

  1. От традиционного толкования к научному анализу
  2. Пятикнижие Моисея
  3. Ранние пророки – древняя библейская историография
  4. Пророки - пророческая литература
  5. Литература псалмов
  6. Литература мудрости
  7. Поздняя библейская историография

Зачет( Экзамен)

Часть 1. Общее введение в курс – обзор развития представлений о Библии, начиная от традиционных в иудаизме и христианстве (авторстве, датировке отдельных книг) до современных научных подходов к её изучению. Традиционные представления, в основе которых лежит вера в богодухновенность Священного Писания (2 Тим 3:16), не позволяет применять к библейскому тексту научные методы анализа. Использование последних ставит под сомнение традиционные представления, касающиеся вопросов авторства, времени написания и окончательного формирования той или иной книги, а также всего канона, как иудейского, так и христианского. Научный подход претендует на объективность, однако не следует считать, что он противостоит традиционному. Взаимодействие этих представлений помогает студенту составить общую картину библейского мировоззрения, основываясь на самостоятельном вдумчивом изучении текста Писания.

1.      Содержание программы - Часть I (1 семестр):

1.      Лекция №1. Вводная лекция (08.10.2016). Библия – книга или библиотека? Проблемы прочтения древних текстов. Что такое библеистика: сравнение традиционных и научных подходов к изучению Библии.


2.      Лекция№2. Истоки библейской критики (22.10.2016). Развитиенаучного подхода к изучению Священного Писания. От Авраама ибн Эзры до документальной гипотезы. От Спинозы до «классической библейской критики» (анализ источников, редакций, традиций и форм)

.
3.      Лекция №3. Вызовы современнойбиблеистики (05.11.2016). От автора к тексту (риторический и канонический анализы, структурализм). Социологический анализ (феминистический, стран третьего мира и т.п.), анализ читательского восприятия, когнитивный подход и деконструкция текста.


4.      Лекция №4. Введение в Тору/Пятикнижие. Формирование канона ВЗ – канонизация Торы/Пятикнижия и Пророков. Пятикнижие и его святость – иудейские и христианские традиционные представления. Композиция и содержание. Основные линии повествования согласно их содержанию, временной протяженности и порядку расположения в корпусе Торы. Книга Бытия в контексте культуры древнего Ближнего Востока. Истоки (1-11) и патриархи (12-50).(19.11.2016)


5.      Лекция №5.Книга Исход. Структура и содержание. Исторические рамки. Моисей – становление и испытания вождя, пророка и законодателя народа Израиля. Книга Завета (Исх 20-23; 34.17-26). Священнический кодекс (Исх 25-31; 35-40 + вся книга Левит + Числа 1-10.10; 28-30).(26.11.2016)


6.      Лекция №6.Книги Левит и Числа. Структура и содержание. Священнический кодекс (Исх 25-31; 35-40 + Левит 1-16, 17-27 + Числа 1-10.10; 28-30). Святость Бога (Лев 19.2) и требование жить свято: кодекс святости (17-26). Ропот народа и его воспитание в пустыне (Чис 11.1-14.45), Иисус Навин (27.18-23) и приближение к Земле обетованной (33.1-36.13). (10.12.2016)


7.      Лекция №7. Второзаконие. Основные идеи книги. Структура и содержание. Особенности языка и стиля. Второзаконие как второй договор Всевышнего с Израилем (5.22, 31 + 29-30) и «девторономическая история». Девторономический кодекс (12-26) – условия нового договора, предписание о централизации богослужения (12-18).(28.01.2017)


8.      Семинар №8. Использование термина «тора», развитие и формирования этого концепта в корпусе Пятикнижия. Пример развитияновых подходов к изучению текста в рамках когнитивной науки. Место корпуса Торы в ТаНаХе.(28.01.2017)

 

2.      Распределение часов по темам и видам работ:

 

 

п/п

 

Разделы и темы

дисциплины

Всего часов

Аудиторные занятия

(в часах)

Самостоятельная работа

(в часах)

Лекции

Семинары

Практические занятия

Тема 1.

Введение в Ветхий Завет

 

2

 

 

5

Тема 2.

Истоки библейской критики

 

2

 

 

5

Тема 3

 Вызовы современнойбиблеистики

 

 

2

 

 

5

 

Тема 4

 Формирование канона Ветхого Завета

 

2

 

 

5

Тема 5

 Исход

 

2

 

 

5

Тема 6

 Левит и Числа

 

2

 

 

5

Тема 7

 Второзаконие

 

2

 

 

5

 

Семинар. Понятие тора в корпусе Пятикнижия

 

 

2

 

5

 

Квалификационная выпускная работа

 

 

 

 

16

Итого по дисциплине

 

72

14

 

 

2

 

56

Рекомендуется пользоваться различными имеющимися переводами Священного Писания:

Библия в современном русском переводе.  Ин-т перевода Библии при Заокской духовной академии. 2015 (ИПБ)

Библия. Современный русский перевод. М.: РБО, 2011 (РБО)

- Библия. Синодальный перевод (СП)

- Тора. Современный комментарий. Пер. с англ. (The Jewish Study Bible – JSB). Переработанное издание. Главн. ред. В. Гюнтер Плаут). Иерусалим: 2011

- The Jewish Study Bible / Eds. Adele Berlin and Marc Zvi Brettler (Oxford University Press, Oxford, 1999)

- Книга Бытия. Пер. М.Г. Селезнева. М.: 1999

- Исход. Пер. М.Г. Селезнева и С.В, Тищенко. М.: 2000

- Книга Второзакония. Пер. С.В. Тищенко и М.Г. Селезнева. М.: 2005.

Литература:

  1. Архиепископ Феофан (Быстров). Тетраграмма, или Божественное Вехтозаветное Имя יהוה. Киев, 2004.
  2. Ванхузер К.Дж. Искусство понимания текста. Литературоведческая этика и толкование Писания. Черкассы, 2007.
  3. Глубоковский П.П. Хронология Ветхого и Нового завета. М., 1996.
  4. Десницкий А. Введение в библейскую экзегетику. М., 2011. С. 81-184.
  5. М., 2002.
  6. Юнгеров П.А. Введение в Ветхий Завет. Книга Ι. Общее историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. М., 2003.
  7. Bishop Kallistos of Diokleia. “How to read the Bible” // The Orthodox Study Bible. Nashville, 1993. P. 763-770.
  8. Sparks, J.N. “Interpreting the Scriptures” // The Orthodox Study Bible. Nashville, 1993. P. 820-837.

Часть 2. Пятикнижие/Тора Моисея – основополагающий корпус Писания, общий для иудаизма и христианства, является продолжение вводного курса и посвящен изучению первых пяти книг Библии. Особое внимание будет уделено рассмотрению места Пятикнижия в библейском каноне, вопросам авторства, литературных особенностей и пониманию изучаемого корпуса в свете литературы древнего Ближнего Востока.

  1. Введение. Пятикнижие и его святость – Тора и Закон – иудейские и христианские традиционные представления. Композиция и содержание. Основные линии повествования согласно их содержанию, временной протяженности и порядку расположения в корпусе Пятикнижия. Избранничество и завет.
  2. Книга Бытия в контексте культуры древнего Ближнего Востока. Первобытная история (Быт 1-11 – сотворение, грехопадение, потоп возникновение наций) и патриархальная история (Быт 12-15 – Аврам, Исаак, Иаков, Иосиф и его братья).
  3. Книга Исход. Структура и содержание. Исторические рамки. Моисей – становление и испытания вождя, пророка и законодателя народа Израиля. Книга Завета (Исх 20-23; 34:17-26). Священнический кодекс (Исх 25-31, 35-40).
  4. Книга Левит. Священнический кодекс. Жреческий документ. Книга святости. Служение святому Богу и хождение пред святым Богом
  5. Книга Чисел. Священнический кодекс  - продолжение (Чис 1-10:10; 28-30).
  6. Книга Второзакония. Девторономический кодекс (Втор 12-26). Три основных свода законов Пятикнижия. Декалог в Исходе и Второзаконии. Четверокнижие или шестикнижие?
  7. Понятие тора в корпусе Пятикнижия. Развитие научного подхода к изучению текста и примеры современных направлений исследования.

Литература к теме 2

  1. Библия. Литературные и лингвистические исследование. Вып. 1-3. М.: РГГУ, 1998-2000
  2. Библейские исследования. Сб. статей под ред. Б. Шварца. М.: Сэфер, 1997
  3.  
  4. Брюггеман У. Введение в Ветхий Завет. Канон и христианское воображение. М.: ББИ,2009
  5. Вейрберг Й. Пятикнижие – через испытание к свершению. 2002
  6. _____ Рождение истории. М.: Наука, 1993
  7. Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. СПб, 1909
  8. Вайсман З. Введение в библеистику. Часть 6. Пятикнижие Моисея: Историко-литературный обзор. Тель-Авив, ОУИ, 2000. См.: http://www-r.openu.ac.il/kurs/bibl-add.html
  9. Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. М.: ББИ, 2000
  10. Православные просветительские курсы при московском Сретенском монастыре. См.: http://www.pravoslavie.ru/put/74480.htm
  11. Сорокин А. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Киев, 2003.
  12. Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000
  13. Ценгер Э. (ред.). Введение в Ветхий Завет. М.: ББИ, 2008.
  14. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. СПб, изд-во С.-Петербургского ун-та, 2007
  15. _____ Учение: Моисеево Пятикнижие. 1993
  16. Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда. М.: Мосты культуры. 2000
  17. Электронная еврейская энциклопедия – www.eleven.co.il
  18. Юнгеров П.А. Введение в Ветхий Завет. Книга ΙΙ. Частное историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. М., 2003.

Возможные темы рефератов:

  1. Текстологические проблемы в изучении Пятикнижия (или одной из книг изучаемого корпуса).
  2. Богословские и исторические концепции в Пятикнижии (по выбору и при согласовании с преподавателем).
  3. Образ Бога в Торе.
  4. От теории источников к исследованию традиций.
  5. Исследование традиций в полемике с документальной гипотезой

Части 3 и 4 настоящего курса представляют собой изучение пророческого корпуса ТаНаХа. Основное внимание будет уделено рассмотрению места Пророков в библейском каноне, вопросам авторства, литературных особенностей и понимания изучаемого корпуса в свете литературы ближнего Древнего Востока.

Рекомендуется пользоваться различными имеющимися переводами Священного Писания:

- Библия. Синодальныйперевод.

- Библия в современном русском переводе. Ин-т перевода Библии при Заокской духовной академии. 2015.

- Библия. Современный русский перевод. М.: РБО, 2011.

- TheJewishStudyBible (Eds. Adele Berlin and Marc ZviBrettler). Oxford: Oxford University Press, 1999.

- КнигаИисусаНавина. КнигаСудей. Пер. М.Г. Селезнева. М.:РБО, 2003.

- КнигаИсайи. Пер. А.Э. Графова. М.: РБО, 2004.

- Книга Иеремии. Плач Иеремии. Пер. Л.В. Маневича. М.: РБО, 2003.

- Книга Иезекииля. Пер. Л.В. Маневича. М.: РБО, 2006.

Часть 3. Ранние пророки – древняя библейская историография. Второй корпус ТаНаХа – Пророки – состоит из двух частей: Ранние Пророки и Поздние Пророки. Первая часть представляет собой продолжение Пятикнижия и получила название девторономической истории. Принципы понимания пророческой вести Ветхого Завета. Когда появляется библейская историография и в чем заключается её самобытность?

  1. Институт профетизма в древнем Израиле. Понятие «пророк» и роль пророка в социальной жизни Израиля. Ранние пророки. Девтерономическая концепция пророка: Моисей – идеальный пророк. Критерии истинности пророческой вести (Втор 13:1-5; Иер 23:22 + Втор 18:21-22; Иер 28:9). Учение пророков (монотеизм, нравственность, мессианская идея). Пророки как посредники Всевышнего в отношениях завета между Богом и Его народом (богообщение). Рекомендации, которым необходимо следовать при изучении пророческой литературы.
  2. Девторономическая история. Книга Иисуса Навина – преемственность Иисуса Навина и Моисея. Книга Судей – подъемы и падения. Родо-племенная организация Израиля эпохи книги Судей.
  3. Книги Царств. Самуил и Саул. Священство и монархия. Золотой век и «эпоха Просвещения». Пророки объединенного и разделенного царств. Фигура Давида – пастырь псалмопевец, пророк, царь.

 

Литература к части 3:

  1. Иеромонах Арсений (Соколов). Книга Иисуса Навина. М.: Изд-во Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории, 2005.
  2. Вайсман З. Введение в библеистику. Часть 7. Древняя библейская историография – Ранние пророки. Раанана,ОУИ, 2005. С. 15-224. См.: http://www-r.openu.ac.il/kurs/bibl-add.html
  3. Брюггеман У. Введение в Ветхий Завет. Канон и христианское воображение. М.: ББИ,2009.
  4. Липовский И.П. Библейский Израиль: история двух народов. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2010.
  5. Рофе А. Повествования о пророках. Литературные жанры и история. М.: Мосты, 1997.
  6. Сорокин А. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Киев, 2003.
  7. Юнгеров П.А. Введение в Ветхий Завет. Книга Ι. Общее историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. М., 2003.
  8. Страницы– статьи в разделе библеистики, посвященные исследованию Ветхого Завета (выходит с 1996 г., ББИ).
  9. Богословские размышления – статьи, посвященные развитию библейских исследований (Евроазиатский журнал богословия, выходит с 2003 г., ЕААА, Одесса).
  10. Библия. Литературные и лингвистические исследование. Вып. 1-3. М.: РГГУ, 1998-2000.
  11. Библейские исследования. Сб. статей под ред. Б. Шварца. М.: Сэфер, 1997.
  12. Православные просветительские курсы при московском Сретенском монастыре. См.: http://www.pravoslavie.ru/put/74480.htm
  13. Электронная еврейская энциклопедия – www.eleven.co.il

 

 

Часть 4. Поздние пророки. «Письменные» пророки как творение девтерономической школы. Жанры профетической литературы. Структура пророческой речи. Изречения против народов. Стандартная композиция пророческой книги. Пророки VIIIв. (Амос, Осия, Михей и Исайя). Книга Исайи как антология разнородных текстов VIII-V вв. Девтерономическая редакция пророческих книг. Пророки конца ассирийской эпохи (Иоиль, Наум, Софония). Пророки ново-вавилонского периода (Иеремия, Иезекииль). Прозаические места книги Иеремии. Пророки послепленной эпохи (Аггей, Захария). Трансформация профетизма в эпоху Второго Храма: апокалиптические мотивы в пророческой литературе (Даниил).

 

  1. Поздние пророки. Эпоха кризиса – историко-культурный контекст книги пророка Исайи. Краткий план и содержание. Суд и утешение. Вопросы научной критики/анализа текста –за и против. Глубины богословия (святость и владычество Всевышнего, грех человечества, вера в Яхве, остаток Израиля, Мессия).
  2. Книга пророка Иеремии. Призвание пророка и пророческая весть. Краткий обзор книги и основные темы. Богословие Завета и вопрос исполнение обязательств. Новое будущее и мессианская идея.
  3. Книга пророка Иезекииля. Историко-культурный контекст. Особенности книги Иезекииля (священнический колорит, таинственность и обилие видений). Понятие личной и общей ответственности. Пророчества языческим народам. Эсхатология.
  4. Двенадцать – Малые пророки. Пророки ассирийского периода (763-612 гг. до н.э.) – Иона, Амос, Михей, Наум. Краткое содержание и анализ богословия пророческой вести.
  5. Пророки вавилонского периода (626-539 гг. до н.э.) – Софония, Аввакум, Авдий.
  6. Пророки персидского периода (539-331 гг. до н.э.): а) Пророки строительства и восстановления – Аггей и Захария; б) Пророки духовного выживания – Малахия и Иоиль.
  7. От пророчества к апокалиптике. Междисциплинарный подход. Езек 38-39, Зах 1-8, Иоиль 2:1-11; 3-4. Влияние пророческой апокалиптики на позднейшее развитие еврейской мысли (книга Даниила, апокалиптическая эсхатология).

 

 

Литература к части 4:

  1. Брюггеман У. Введение в Ветхий Завет. Канон и христианское воображение. М.: ББИ,2009.
  2. Вайсман З. Введение в библеистику. Часть 10.  Пророческая литература. Раанана,ОУИ, 2006. С. 15-272. См.: http://www-r.openu.ac.il/kurs/bibl-add.html
  3. Липовский И.П. Библейский Израиль: история двух народов. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2010.
  4. Палладий, епископ Сарапульский. Книга Пророка Ионы. Книга Пророка Михея. М.: Изд-во «Елеон», 1998.
  5. Рофе А. Повествования о пророках. Литературные жанры и история. М.: Мосты, 1997.
  6. Соколов А. Пророк и блудница. Комментарий к 1-3 главам книги пророка Осии. М.: ББИ, 2016.
  7. Сорокин А. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Киев, 2003.
  8. Юнгеров П.А. Введение в Ветхий Завет. Книга Ι. Общее историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. М., 2003.
  9. Страницы– статьи в разделе библеистики, посвященные исследованию Ветхого Завета (выходит с 1996 г., ББИ).
  10. Богословские размышления – статьи, посвященные развитию библейских исследований (Евроазиатский журнал богословия, выходит с 2003 г., ЕААА, Одесса).
  11. Библия. Литературные и лингвистические исследование. Вып. 1-3. М.: РГГУ, 1998-2000.
  12. Библейские исследования. Сб. статей под ред. Б. Шварца. М.: Сэфер, 1997.
  13. Православные просветительские курсы при московском Сретенском монастыре. См.: http://www.pravoslavie.ru/put/74480.htm
  14. Электронная еврейская энциклопедия – www.eleven.co.il
  15. BrueggemannW. Isaiah 1-39. Isaiah 40-46.Westminster Bible Companion. Louisville: Westminster John Knox Press, 1998.
  16. _____ ACommentaryonJeremiah. ExileandHomecoming. Grand Rapids: Eerdmans, 1998.
  17. Rofe A. Introduction to the Prophetic Literature. Sheffield: Sheffield Academic Press, 1997.
  18. Trible Ph. Rhetorical Criticism: Context, Method, and the Book of Jonah. Minneapolis: Fortress Press, 1994.

 

Возможныетемыкурсовойработы-реферата:

  1. БогословскиеиисторическиеконцепцииПятикнижия, получившиедальнейшее развитие в корпусе Пророков (по выбору и при согласовании с преподавателем).
  2. От теории источников к исследованию традиций.Исследование традиций в полемике с документальной гипотезой.
  3. Историко-критический и канонический подход. Сравнительный анализ и перспективы развития.
  4. Анализ использования в библеистике методологических подходов, заимствованных из гуманитарных наук.
  5. Поклонение Всевышнему на примере представлений корпуса Пророков.
  6. Анализ ключевых библейских понятий на примере одной из книг корпуса Пророков (завет, закон/учение, святое святых и др.).
  7. Развитие представлений о святости Бога на примере отдельно взятой книги.

 

Автор курса преподаватель ББИ, Запрометова Ольга Михайловна, кандидат культурологии, магистр, богословия (M.Div.,2000); преподаватель Евроазиатской Богословской Семинарии (с 2006 по наст. время); бакалавр гуманитарных наук со специализацией по еврейской истории (Открытый Университет Израиля, 2012); участник различных программ центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах (Сефер).

Стоимость 1 семестра: 10 000р.

Скачать программу

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить