Главное меню





Проповедь на библейский отрывок или о том, как проповедовал Д.Бонхеффер


Автор: Анатолий Денисенко

«Проповедовать нужно так, чтобы слушатель возлагал на Слово свою нужду, заботу и грех…» (Дитрих Бонхеффер)

Однажды Дитрих Бонхеффер, немецкий диссидент, пастор и богослов (когда узнал, что его родственнице осталось жить всего несколько месяцев) написал: «Что бы я сделал, если бы узнал, что мне осталось до конца шесть месяцев? Думаю, я старался бы, как и прежде, изучать богословие и чаще проповедовать». Биографы Бонхеффера отмечают, что проповедовать перед собранием он начал в девятнадцатилетнем возрасте, когда еще был студентом. Завершающим событием его непродолжительной жизни также была проповедь. Последняя Пасха, которую он вспоминал вместе с сокамерниками в Шенберге, запомнится нам его проповедью на текст «Возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1Пет.1:3). Биографы пишут о том, что вся его жизнь была единственной подготовкой к этой самой проповедью. В течение жизни Бонхеффера многие слушатели его проповедей на собственном опыте узнали, что значат слова «Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Кол.3:16).

Несколько лет назад в свет вышел двухтомник Д.Бонхеффера «Проповеди, толкования размышления» (М.: ББИ, 2014). В нем собраны проповеди немецкого богослова – от самых ранних, студенческих, до последних, написанных уже в берлинской тюрьме “Тегель”. Пора студенчества, преподавательская деятельность, пасторство в Лондоне, проповеднический семинар, викариат в Барселоне, годы войны, тюрьма… Бонхеффер проповедовал всегда и везде. Иногда за год он мог произнести от 25 до 30 проповедей. Некоторые из них дошли до нас полностью, а некоторые лишь частично. Как пишет д-р Светлана Коначева в своем предисловии к двухтомнику, «Бонхеффер не просто читал, а «проживал» библейские тексты». Книги представляют собой обнародование, ориентированное на сохранившиеся рукописи, текстов проповедей Бонхеффера.

Очевидно, что явной характеристикой проповедей Бонхеффера был метод проповедовать на тот или иной стих Священного Писания. Например, в одном из своих писем он пишет: «В воскресенье я хочу поговорить о Матфея 5:8». Он проповедует на 2 Паралипоменон 20:12, на Иоанна 8:32, на Матфея 8:23-27 на Судей 6, на Колоссянам 3:1-4. Его целью было столкнуть слушателя лицом к лицу с Евангелием, а средоточие всех проповедей, по крайней мере Берлинских (1931-1933) – это знание о кресте Иисуса и  готовность следовать за Ним.

Каждая проповедь на библейский отрывок – это еще и ответ на современную ситуацию. Проповедь об усмирении бури – ответ на приход социал-демократов к власти. В связи с наивными мечтами предать церкви Германии форму, сообразную «национальному подъему», он проповедует о Моисее и Аароне. И это не единичные проповеди. Во время служения в Лондоне (октябрь 1933 – апрель 1935) он произнес около 70-80 проповедей, среди которых и утраченная проповедь об изложении “Нагорной проповеди”. Из этого периода выделяется его проповедь на книгу Иеремии 20:7 – пример ответа на репрессии против «немецких христиан», разорение церквей и первые аресты. Для него события, которые происходили вокруг, – это отражение библейских событий, только в другое время и в другом месте. Евангелие от Луки 13:1-15 (30 июня 1934 года), где описывается, как Пилат смешал кровь Галилеян с их же жертвами, – это не просто рассказ о когда-то произошедшем событии, это то, что происходит здесь и сейчас. Мир в котором все это случилось – это мир Бонхеффера. Вот, здесь галилеяне, а вот Пилат.

Проповедь на книгу Притчи 31:8 «открывай уста свои» – это проповедь, направленная против пассивности богословов по отношению к делам государства. Как справедливо заметил один из комментаторов на работы Бонхеффера, «немецкий пастор в своей библеистике занимался восстановлением Иерусалима при Ездре и Неемии».

В отличие от многих современных проповедников, проповеди Бонхеффера не основывались на каком-то уникальном «откровении» или неповторимом духовном опыте, тайном знании или сакральном видении. Он всегда стремился к конкретике. Никогда его главными богословскими свидетелями не были мистики. Будучи знакомым со своей паствой, с историей жизни людей, которым он служил, социальными установками, образом жизни, церковностью, преобладающими тенденциями прихожан, имея даже доступ в дома тех, кому он служил, он всегда проповедовал на определенный текст Писания. Нет, он не пытается, подобно некоторым современным проповедникам, подбирать библейские цитаты к своим темам. Напротив, темы его проповедей рождались из текста Писания.

Однако, важно понимать, что они не рождались из простого чтения Библии. Именно вовлеченность в жизнь паствы, вырывала (я предпочитаю термин «оживляла») из повседневного чтения Библии определенный отрывок, который становился ответом на ту или иную нужду, проблему или ситуацию. Так, например в праздник урожая (1931 год) свою проповедь он основывает на Псалме 62:4: «Ибо милость Твоя лучше, чем жизнь». Проповедь на текст из книги Откровение 14:6-13 в которой идет речь о Вавилоне (враге Бога, возводящем свою башню до самого неба, перечащем Христу Распятому) – это не экскурс в первое столетие, но открытое противостояние тирану: «Гитлер вполне ясно показал, что он такое, и церковь должна знать, с кем она должна будет считаться». То же самое можно сказать о проповеди на Псалом 57 (псалом возмездия) в 1937 году. В ней ставился вопрос о том, как проповедовать на такие темы, как «гнев» и «отмщение» Бога, в ситуации, где выражается прямое презрение к Божьей заповеди и попираются права человека.

Источник: "Христианский мегаполис"