Главное меню





Новая конференция: "Религия и либерализм" (12-13 дек. 2019, Москва) PDF


Буклет конференции 

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

РЕЛИГИЯ И ЛИБЕРАЛИЗМ


12–13 декабря 2019
Москва

 

ТЕМА КОНФЕРЕНЦИИ

Либерализм представляет собой политическое учение, которое видит основной задачей политики утверждение и отстаивание свободы личности. В своей современной форме либерализм, по-видимому, возник как защитная реакция на ужасы религиозных войн XVI века, однако его корни уходят глубоко в античность. Либерализм является кульминацией тех процессов в западном обществе, которые породили чувство значимости человеческой личности и привели к освобождению индивида от полного подчинения группе (клану, роду, государству и т. п.), что имело место на протяжении большей части истории человечества. По многим вопросам либералы могут придерживаться различных взглядов, однако они обычно единодушно поддерживают права человека и гражданина, демократию, секуляризм, равенство полов и рас, свободу слова, свободу прессы, свободу религии и рыночную экономику.

Каким должно быть отношение религии к либерализму и его ценностям? С одной стороны, обычно считается, что религия по природе консервативна и озабочена преимущественно интересами не индивида, а группы, поддерживая таким образом традиционный уклад жизни и традиционные ценности. Это особенно относят к восточным религиям, в том числе к отличным от западных формам христианства. В этом отношении религия, особенно в ее фундаменталистских проявлениях, считается резко противостоящей тому, что утверждает и отстаивает либерализм. С другой стороны, поскольку никакая религия не является чем-то однородным, среди представителей одной и той же религии можно обнаружить различное отношение к либеральным ценностям. Даже фундаменталисты с готовностью апеллируют к этим ценностям (таким как свобода религии и свобода слова), когда те могут быть полезны им. Ввиду всего этого отношение религии к либерализму является непростым и едва ли допускает однозначную интерпретацию.

На Западе христианство в целом признало либеральные ценности и приспособилось к ним. В посткоммунистических Восточной Европе и России, однако, встреча с либеральными ценностями стала для христианства и других религий непростым опытом. Хотя коммунистические режимы в этих странах обычно подавляли и контролировали религию, последняя чувствовала себя в каком-то смысле в безопасности в закрытом обществе, несмотря даже на многочисленные наложенные на нее ограничения. С падением же коммунизма религия в этих странах столкнулась с новыми, порою пугающими вызовами, причину которых она нередко усматривает в либеральных ценностях, которые считает «импортированными с Запада» с целью разрушить местные «традиционные» ценности.

Это отрицательное отношение к либерализму как «западному конструкту» еще более усилилось с ростом националистических и популистских настроений в мировой политике в первые десятилетия XXI века. Такого рода политические силы часто представляют либерализм в карикатурном виде, как крайний индивидуализм или попросту как разгул безнравственности и вседозволенности. Более того, современные авторитарные режимы и традиционалистски настроенные церкви стремятся релятивизировать некоторые основополагающие идеи либерализма, например права человека, утверждая, что таковые не являются универсальными и должны пониматься по-разному в зависимости от культурных и национальных особенностей. За этим стоит стремление преуменьшить ценность человеческой личности и вновь подчинить ее «национальным интересам», что позволило бы таким режимам ограничить или вообще отвергнуть права и свободы, которые они считают «чуждыми» для своей страны. Разумеется, подобные «суверенные» концепции являются грубым искажением самой идеи всеобщих прав и свобод человека, и это также следует учитывать при рассмотрении отношения религии к либерализму.

Предстоящая конференция имеет целью обсудить, насколько религия, особенно в ее традиционных формах, совместима с либерализмом и его ценностями; что препятствует такой совместимости; а также каковы возможные способы преодоления этих препятствий.

ДОКЛАДЫ И ПУБЛИКАЦИЯ

Желающие сделать доклад должны до 15 ноября 2019 г. прислать в ББИ содержательные тезисы (объемом 400–500 слов) в электронном виде. Оргкомитет конференции проводит отбор тезисов и рассылает приглашения предполагаемым докладчикам. Полные тексты отобранных докладов должны быть представлены до 1 декабря 2019 г. Помимо докладчиков, предусмотрено участие слушателей. Рабочие языки конференции – русский и английский.

Доклады рассчитаны на 20 минут. Некоторые из докладов будут напечатаны в журнале ББИ «Страницы: богословие, культура, образование». Тезисы и полные тексты докладов следует направлять ученому секретарю конференции по следующему адресу:

Михаил Толстолуженко
Библейско-богословский институт св. ап. Андрея
ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316, Россия
Тел./Факс: (495) 670-22-00; (495) 670-76-44
Email: standrews@yandex.ru 

   

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗМЕЩЕНИЕ

Рабочие дни конференции: 12 и 13 декабря. Иногородним докладчикам может быть предоставлено место в гостинице.


 
 
s
s