Памяти Дмитрия Поспеловского |
![]() |
![]() |
ПАМЯТИ ДМИТРИЯ ПОСПЕЛОВСКОГО
Д. В. Поспеловский приходился правнуком основателя научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1871). Он родился 13 января 1935 г. в селе Рясники недалеко от г. Ровно (ныне Гощанский район Ровенской области Украины), в бывшем имении своего деда Константина Константиновича Ушинского (1859-1919). Та часть Волыни, где находятся Рясники, в то время входила в состав Польши. Само имение сыновья К. К. Ушинского продали в 1922 г., отправившись на жительство в Бельгию. Однако муж его дочери Марианны Константиновны (†1990), ровенский врач Владимир Константинович Поспеловский (†1964), впоследствии выкупил часть родового имения Ушинских с фруктовым садом, где и родились их дети Марианна, Ольга и Дмитрий. В 1939-1941 гг. семье Поспеловских пришлось пережить присоединение Западной Украины к СССР, затем немецкую оккупацию Волыни (28 июня 1941 – 2 февраля 1944). Когда в начале 1944 г. к Ровно приближались части Красной Армии, семья Поспеловских решила не испытывать судьбу, и эвакуировалась вместе с отступавшими немецкими частями на Запад. В 1945-1948 гг. ей пришлось делить тяготы беженской жизни в Западной Германии, где Дмитрий окончил русскую школу. С 1948 г. семья обосновалась в Канаде, в Монреале, где Дмитрий в 1953 г. завершил среднее образование (high school), а затем в 1957 г. получил первую ученую степень бакалавра в монреальском англоязычном Университете сэра Джрджа Уильямса. Несмотря на то, что большая часть жизни Д. В. Поспеловского прошла на Западе (в Канаде, ФРГ, Англии и США), он всегда сознавал себя прежде всего сыном России, почему в 1953 г. 18-летним юношей вступил в Народно-трудовой союз российских солидаристов (НТС), желая служить возрождению своей исторической Родины. С НТС было связано и начало его трудовой деятельности, когда в 1957-1959 гг. он был ведущим на входившей в его структуру радиостанции «Свободная Россия», вещавшей с территории ФРГ. В 1959-1967 гг. Поспеловский трудится в Лондоне (Англия) в русской службе Би-Би-Си. При этом в 1961 г. он удостаивается степени магистра в Университете Западного Онтарию (г. Лондон, провинция Онтарио, Канада), с которым в дальнейшем будет связана его профессорская деятельность. В 1967 г. Поспеловскому была присуждена ученая степень доктора философии (Ph. D.) в Лондонской школе экономики и политических наук при Лондонском университете, бывшей в частности ведущим советологическим научным центром в Великобритании. Тогда же он полностью посвящает себя исследовательской работе, состоя в 1967-1969 гг. сотрудником Гуверовского институт войны, революции и мира при Стенфордском университете (Пало-Альто, Калифорния, США), а затем в 1969-1972 гг. руководя отделением исследовательской секции Радио «Свобода» в Мюнхене. Наконец, в 1972-1996 гг. Поспеловский состоит профессором Факультета социальных наук Университете Западного Онтарио, где читает лекции по русской истории. Его активность как православного христианина в это время выразилась в том, что он явился одним из основателей Преображенского прихода Православной Церкви в Америке в г. Лондоне, Онтарио, Канада. Он нередко выступает перед студентами главной богословской школы этой церкви – Свято-Владимирской семинарии (Крествуд, штат Нью-Йорк). А в 1984 г. семинарское издательство выпускает самый известный труд Поспеловского на английском языке – двухтомник «The Russian Church under Soviet Regime, 1917-1982» («Русская церковь под советским режимом, 1917-1982»), рассматривающий русскую церковную историю от Октябрьского переворота до окончания эпохи Брежнева. Именно с этого издания началось мое знакомство с Д. В. Поспеловским, сначала заочное. Помню, как в начале 1985 г. оно в ряду других изданий Свято-Владимирской семинарии поступило в библиотеку Ленинградской духовной академии и семинарии (ЛДАиС), с которой она поддерживала партнерские отношения. Я как раз тогда преподавал в ЛДАиС русскую церковную историю, включая курс, рассматривающий ее советский период. Увы, но в тот раз я кроме обложки и имени автора ничего более разглядеть не смог, поскольку именно это издание сразу же оказалось изъятым из открытого доступа в библиотеке. Зато среди академической корпорации, помню, как пошли разговоры о «невозможном антисоветчике Поспеловском, замахнувшемся на нашу историю». Так что мое знакомство с этой работой Дмитрия Владимировича состоялось несколько позже, когда в апреле 1987 г. я оказался на конференции в г. Регенсбурге в Баварии, ФРГ, и обнаружил ее в библиотеке тамошнего Института восточных церквей. Я тогда буквально за ночь проглотил труд Поспеловского. Не скажу, чтобы он открыл мне что-то новое с фактологической точки зрения, учитывая тогдашнюю узость источниковедческой базы, которая была не только у исследователей в СССР, но и на Западе. Другое дело свободная манера изложения, не оставляющая умолчаний. Это, конечно, воспринималось как откровение. Следующий, самый крупный труд Поспеловского — трехтомник «A History of Soviet Atheism in Theory and Practice, and the Believers» («История советского атеизма. Теория, практика и верующие») выйдет в Лондоне, Англия, в крупном академическом издательстве «Пэлгрейв Макмиллан» в 1987-1988 гг., можно сказать, уже в другую эпоху, когда в СССР началась Перестройка и само отношение власти к церкви и недавней практике принудительно атеизма изменилось. Так что в конце 80-х гг. перед Дмитрием Владимировичем откроются двери в СССР и он сможет приезжать в нашу страну по приглашению Московского Патриархата на различные конференции. Тогда то, в 1989 г. в Москве и состоится мое личное знакомство с ним. С особым энтузиазмом Поспеловский воспринял демократические преобразования в нашей стране, последовавшие за Августом 1991 года. В 1992 г. он принимает российское гражданство (не отказываясь при этом от канадского) и приобретает жилье в Москве. А в 1996 г., ранее, чем это требует местный закон (в 70 лет), оставляет профессорство в Университете Западного Онтарио и выходит на пенсию, чтобы всецело посвятить себя служению России и Русской церкви. Впрочем, столкновение с постсоветской действительностью как в церковной, так и в общественной среде приносят и первые разочарования. Помню, как в том же 1992 г. Дмитрий Владимирович поделился со мной своим негативным опытом от чтения лекций в Московской духовной академии, когда студенты остались равнодушными к знакомству со сведениями об их недавней церковной истории, еще вчера надежно запрятанной под спудом, и единственный вопрос, который ему был задан, касался мифических «жидо-масонов». Другое, еще более горькое разочарование Поспеловский испытал от перенесения деятельности НТС на территорию России, который, как он признавался мне, оказался здесь чем-то совсем никчемным. В связи с этим в 1996 г. он прекратил свое членство в этой организации, с которой было связано столько романтических ожиданий его юности. И всё же, несмотря на все трудности и разочарования, годы, связанные у Д. В, Поспеловского с Россией, были для него временем воистину подвижнического труда и как ученого-историка и как лектора. В 1995 г. в крупнейшем тогда российском издательстве «Республика» (по исторической иронии это был бывший «Политиздат», печатавший в советские годы львиную долю атеистической и т. н. контрпропагандистской литературы) выходит его обширный труд «Русская Православная Церковь в ХХ веке» (511 с.), которую три года спустя Свято-Владимирская семинария издаст по-английски. На следующий год издательство ББИ выпускает его учебное пособие «Православная Церковь в истории Руси, России и СССР» (403 с), ставшее результатом его активной лекционной деятельности в духовных семинариях и светских вузах в Москве, Минске, Смоленске и некоторых других городах. Наконец, в 2003 г. в издательстве ББИ выйдет последний крупный труд Поспеловского «Тоталитаризм и вероисповедания» (655 с.), рассматривающий религиозную политику тоталитарных режимов в ХХ веке. Помню, как в середине 90-х гг. Поспеловский мне признавался, что наибольшее удовлетворение от чтения лекций он испытывал в ББИ. Другим любимым местом его преподавания в 90-е и начале нулевых годов, которые у него преимущественно были связаны с Россией, стал для него Свято-Филаретовский православно-христианский институт, в попечительский совет которого он вошел в 1996 году. Это было для него местом приложения усилий не только как для ученого и лектора, но как для церковного активиста, поскольку он бескомпромиссно поддерживал институт и Преображенское братство во время гонений на них, открытых Московской Патриархией в 1997 году. Также отношения дружбы и сотрудничества сложились у Дмитрия Владимировича с многолетним настоятелем храма Сретения в Заостровье (Архангельск) (в 1993-2013 гг.) священником Иоанном Приваловым, по приглашению которого в декабре 2001 г. он работал с архивом этого храма, пережившего немало трагических страниц в советские годы. Результатом той работы стала самая интересная, на мой взгляд, в историческом плане его книга «Какой ценой? Приходская летопись храма, который никогда не закрывался» (М.: Издание Общества любителей церковной истории, 2003. - 175 с. 1000 экз.). Что же? Воврос, вынесенный в название того исследования чисто риторический. Цена известна. Замечательный церковный мыслитель Сергей Иосифович Фудель (1901-1977) в свое время определил ее как «подмену церкви ее темным двойником». Именно это и теперь произошло с Заостровским приходом, который в 2013 г. был лишен своего настоятеля и обречен на утрату своего церковного качества, созидавшегося два десятилетия. Но вернемся к делу, которое в течение последних двух с лишним десятилетий, пока Д. В. Поспеловский мог плодотворно трудиться, было для него главным в жизни. Речь идет об истории Русской церкви в ХХ веке и о перспективах восстановления в ней начал соборности и канонического строя. Конечно теперь историк или публицист, пишущий на эти темы гораздо лучше оснащен источниками, позволяющими устанавливать многие факты, представленные ранее в искаженном свете или остававшиеся неизвестными. Хотя, опять же, открытым для исследователей в последние четверть века оказалось далеко не всё… Но в любом случае, от новых поколений ученых и церковных мыслителей теперь ожидаются не только новые труды, но главное, новые концепции и подходы. Тем не менее, мы должны с благодарностью помнить тех, кто трудился до нас, являя прежде всего пример интеллектуальной честности, которой так не хватает в современной церковной, да и в общественно-политической публицистике. И в этом отношении имя Д. В. Поспеловского должно быть вписано золотыми буквами в отечественную церковную историографию и церковно-общественную мысль. Отдавая теперь ему долг памяти, считаю важным привести его слова из предисловия к книге «Тоталитаризм и вероисповедание», написанные в 2003 г., которые теперь, спустя более десяти лет звучат еще более актуально, оставаясь для нас в качестве духовного завещания ученого. «Читая лекции по истории Русской церкви в семинариях и гражданских вузах России с 1990 года, имея дело с современным русским студенчеством, я пришел к заключению, что если опасность возрождения советско-коммунистического строя в сегодняшней России нет, то угроза фашизма, тоталитаризма фашистского типа вполне реальна. Особенно беспокоит, что настроения фашистско-тоталитаристского типа встречаются довольно часто среди выпускников новоявленных православных школ и студентов духовных учебных заведений. Поэтому я приступил к разработке нового курса, назвав его «Тоталитаризм и христианство». Этот курс я читаю в православных учебных заведениях России вот уже года три, всё расширяя и углубляя его по мере расширения самой темы». Уже помимо Д. В. Поспеловского указанная тема к настоящему времени расширилась до осознания источника опасности для будущего нашей страны, равно как и для самого существования в ней христианства в его исконном качестве. Но как этот, так и другие его труды еще сослужат добрую службу тем, кто в нынешних условиях выходит на служение Христу. Игумен Иннокентий (Павлов) |