Главное меню





День Мартина Хенгеля.


Источник: Благовест-инфо 

Богословской конференцией отметили сотрудники Библейско-богословского института св. апостола Андрея (ББИ) десятилетие со дня кончины известнейшего богослова, крупного специалиста в области Нового Завета и эллинистического иудаизма, профессора Эрлангенского и Тюбингенского университетов Мартина Хенгеля (14.12.1926 – 02.07.2009). 21 сентября в Культурном центре «Покровские ворота» специалисты в области библеистики и иудаики говорили о вкладе Мартина Хенгеля в изучение Библии.
Открывая конференцию, проректор ББИ Ирина Языкова напомнила, что в издательстве этого института вышли в русском переводе две фундаментальные книги М. Хенгеля «Недооцененный Пётр» и «Иисус и иудаизм» – его opus magnum, который оказал огромное влияние на развитие библеистики. «Труды Хенгеля сейчас очень злободневны, особенно для отечественной науки», – отметила И. Языкова.

Ректор ББИ Алексей Бодров кратко рассказал о биографии Хенгеля, который всю жизнь прожил в университетском районе, близ Тюбингена, и был связан с академической наукой, несмотря на то, что отец видел его преемником в своем бизнесе. Хенгель был университетским профессором, в 1951 г. он стал лютеранским пастором. Но главное его призвание – богословие, библеистика, история. «Ему очень важно было поставить Иисуса Христа в исторический контекст и, в первую очередь – в контекст иудаизма», – сказал А. Бодров. По его словам, Хенгель настаивал на том, что любой «новозаветник» должен знать три области: поздний иудаизм, эллинизм и язычество рубежа двух эр.

Этим трем историко-культурным и религиозно-философским системам и были посвящены доклады. Переводчик трудов Хенгеля Вадим Витковский (Берлин) прислал свой доклад «Мартин Хенгель – историк первохристианства». Переводчик рассказал о глобальных издательских проектах Хенгеля, которые тот не успел завершить – это 4-томная «Истрия раннего христианства» и 10 томов «Малых трудов» (это своего рода эскизы большого полотна богословской мысли – полноценные статьи, охватывающие широкий круг тем). Автор доклада привел лишь один из примеров, показывающий специфику трудов Хенгеля и их влияние на развитие новозаветных исследований. Так, устоявшееся в протестантской новозаветной науке ХХ века мнение о том, что Евангелия от Марка и от Луки созданы анонимами, которые никак не связаны, соответственно, с апостолами Петром и Павлом, было поставлено Хенгелем под сомнение. Он убедительно доказал связи между Марком и Петром, между Лукой и Павлом, говоря о «Петровом» характере Евангелия от Марка и о связи Евангелия от Луки и Деяний с богословскими воззрениями и деятельностью апостола Павла. «Консенсус ХХ века в конце его и начале XXI века оказался под вопросом, и в том, что плодотворные споры по двум как будто бы закрытым вопросам возобновились, несомненно, большая заслуга Хенгеля», – заключил Витковский.

Эту тему – взаимосвязи Евангелия от Марка и Петра (считается, что Марк был спутником и переводчиком апостола, записывал его слова) – продолжил библеист Иван Лобанов, преподаватель Заокской духовной академии. Он говорил о книге Хенгеля «Недооцененный Петр», пояснив, что именно «недооценили» исследователи.

Историк Церкви и библеист Иннокентий Павлов представил сообщение «Ученое наследие Мартина Хенгеля и перспективы исторического изучения Пути Иисуса из Назарета». Он анализировал корректность разного именования первых последователей Христа, как их называть: «христиане»? «Первообщина (первоцерковь) в Иерусалиме»? «Еврейские верующие в Иисуса как в Мессию»? Для специалистов это дискуссионный вопрос, сам же докладчик предлагает называть первых христиан из иудеев «учениками», поскольку понятия «христианство» еще не было примерно до 10-х гг. II в. «Христианство как мировая религия «закладывается» после разрыва евреев и язычников. Христианство никак не происходит из иудаизма, а появляется в начале II в. как то, что противостоит иудаизму», – сказал библеист. Отдавая должное трудам Хенгеля, он подчеркивает, что «надо идти дальше, вслед за Хенгелем, не оглядываясь на конфессиональные перегородки».

Мартин Хенгель«Место Хенгеля в поиске исторического Иисуса» – так назвал свой доклад библеист Глеб Ястребов. Несомненно, Хенгель чрезвычайно много сделал «для прояснения того мира, в котором жил Иисус», считает ученый. С другой стороны, взаимоотношения между Иисусом и иудаизмом в трудах Хенгеля «не складываются в единую картину». Так, в свое время в монографии «Иисус и эллинизм» Хенгель «вовсю отстаивал киническую гипотезу» (о влиянии философии киников на поздний иудаизм и на Иисуса Христа, в частности – ред.). Однако в 2001 г. сам Хенгель опроверг эту гипотезу, назвав ее лженаучной, и в его книге «Иисус и иудаизм» Иисус «стал мыслиться не просто как иудей, ходящий в синагогу, а как человек, для которого иудаизм был Его верой». То есть перспектива «поисков исторического Иисуса» теперь в большей степени связаны именно с иудаизмом. По словам Г. Ястребова, «Иисус и иудаизм» – это пример «классической консервативной библеистики немецкого образца», книга не является новаторской и в этом смысле она может быть хорошо воспринята богословами «умеренно консервативного сегмента в православии».

На конференции прозвучал также доклад выпускницы ББИ, библеиста Елены Федотовой «Об отношении к источникам в библеистике».

Коллеги оживленно обсуждали все доклады.

Юлия Зайцева


 
 
s
s