Главное меню





Люциферов бунт Ивана Карамазова. Судьба героя в зеркале библейских аллюзий. PDF


Виктор Ляху
2-е издание,  исправленное и дополненное
Серия «Богословские исследования» ISBN 978-5-89647-386-2 Объем 282 с.; переплет 7Бц.
 
В мировой науке давно уже сложилась и стала общепризнанной традиция соотносить образ Ивана Карамазова с целым рядом масштабных, метафизически-знаковых персонажей мировой литературы. Но в «поэтике памяти» Достоевского особое место занимал художественно-образный мир Библии, который становится для него в творческом плане определяющим интертекстом, «великим напоминанием». В книге Виктора Ляху образ Ивана осмысляется как аллюзия на «первоангела Денницу». Библейский сюжет о Люцифере, восставшем против Творца, стал, по мысли автора книги, для русского художника парадигмой, которая была им востребована в логике собственной интертекстуальной стратегии. С оглядкой на смыслы библейского прототекста Достоевский художественно воплотил в «Братьях Карамазовых» фундаментальную идею своей эпохи, идею бунтующего своеволия. Кульминацией этой борьбы стало, в конце концов, как писал сам художник, «столкновение двух самых противоположных идей, которые только и могли существовать на земле: человекобог встретил Богочеловека».

 

Наиболее ценной мне представляется та часть книги, которая изобилует текстологическими находками, сделанными в ходе сопоставления текстов романа и Библии. Очень интересны наблюдения по одной из центральных проблем романа — теодицеи, а также впервые в науке столь остро ставится вопрос о бунте Ивана не только против Бога Отца, но и Бога Сына. Новые грани открываются и в трактовке поэмы «Великий инквизитор». Книга написана не просто вдумчивым ученым-филологом, но и философом, я бы даже сказала отчасти поэтом.
Ольга Смыслова, кандидат филологических наук,
доцент кафедры русской литературы Московского педагогического университета
 
Книга Виктора Ляху — талантливый вклад в достоевистику. Автору удалось обнаружить свое самостоятельное и глубокое видение аллюзийной природы романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». Высокий уровень работы подтверждается своеобычным небанальным стилем изложения и выделяется в потоке унылого наукообразия смелостью говорить о новой идее своим слогом.
Таисия Савченко, доктор филологических наук,
профессор Карагандинского государственного университета
 
Об Иване Карамазове писали уже сотни исследователей, но каждый честный, талантливый и желающий постичь истину ученый имеет шанс добавить в осмысление этого образа свою лепту, что и доказывает книга Виктора Ляху. Квалифицированный анализ текста «Братьев Карамазовых» и полноценное знание библейских источников позволяет автору сделать ряд важных и интересных открытий в осмыслении образа Ивана, истоков и причин краха его бунта против Бога.
Карен Степанян, доктор филологических наук,
вице-президент российского Общества Достоевского,

главный редактор альманаха «Достоевский и мировая культура»

Сильная сторона книги — богословская эрудиция автора, исчерпывающе внимательный подход к изучению встречающихся в тексте романа библейских аллюзий. Добросовестность автора является еще одной чертой настоящего филологического анализа «Карамазовых», выдающегося образца русской классической литературы.
Василий Иванов, доктор филологических наук,

профессор Карельского государственного педагогического университета

Ляху Виктор Степанович – кандидат филологических наук, магистр богословия, преподаватель Заокского гуманитарно-экономического института.

Содержание:
Иван Карамазов между Люцифером и Иовом. (Светлана Мартьянова)
Об Иване Карамазове, библейском Люцифере и райских ослушниках. (Владимир Захаров)
Введение
 
Глава 1. Библейская аллюзия: ее природа и место в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»
  • Природа аллюзии: семантические границы понятия
  • Формы интертекстуального взаимодействия
  • Вербальные параллели
  • Тематические параллели
  • Структурные параллели
 
Глава 2. Иван Карамазов и библейский Люцифер: метафизическое родство в типологических параллелях
  • Иван Карамазов как аллюзия на Люцифера: приметы родства в статуарных констатациях
  • Прототипичность Ивана Люциферу в деструктивных и созидательных интенциях
  • Диалектическое единство формулы «pro et contra»
 
Глава 3. Диалектика характера Ивана Карамазова и трагедийная природа его бунта: от статики к динамике
  • Дополнительные свидетельства о библейской прототипичности люциферианца ХIХ столетия
  • «Черт», «сатана», «Люцифер» — библейский контекст
  • О «довременном» провиденциальном «секрете» черта как архетипическом мотиве
  • Явление Ивана Карамазова в мирском граде Скотопригоньевска
  • «Схватка» в граде Божием, Скотопригоньевском монастыре: искусительное богомыслие Ивана
  • Идейное столкновение Ивана Карамазова с отчим домом: прельщение «царства Карамазовых»
  • О вере и неверии люцеферианца-парадоксалиста
  • Отчий дом «пал»: «треть» карамазовского царства – в соблазне
  • Трагическая тяжба «светоносного» Ивана-Люцифера с Богом
  • Два равновеликих богоборца – библейский Иов и скотопригоньевский Иван – торжество отчаяния и надежды
  • Справедливость Божия и слезинка ребенка
  • Демиург новой Вселенной: «титаническая гордость человекобога»
  • Тяжба Ивана Карамазова со Христом
  • Христология от Ивана
  • «Римская идея»: апокалиптика Ивана или Достоевского?
  • Антроподицея versus христодицея
  • Via dolorosa Ивана Карамазова
  • Апокатастасис, или вечная гибель
  • Скотопригоньевского Люцифера?
Заключение
Библиография
Именной указатель