Дистанционный курс "Новый Завет"

Записаться на курс

П Р О Г Р А М М А

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (ДИСТАНЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

 по профилю основной профессиональной образовательной прогрммы "Теология"

НОВЫЙ ЗАВЕТ

1 часть

Нагорная проповедь

 

1.   Цель освоения дисциплины:

Курс предназначен для учащихся по программе дополнительного образования ББИ, разработан в соответствии с концепцией программы «Теология» и включает в себя экзегетический анализ новозаветных текстов, наиболее показательных с историко-критической и богословской точек зрения. Цель курса в том, чтобы познакомить слушателей с основными научными концепциями и толкованиями Нового Завета. В данной части рассматривается проблема сложения корпуса четырех евангелий и книги Деяний апостолов. Тексты рассматриваются в контексте всего корпуса Нового Завета, а также на фоне исторической ситуации эпохи, что создает более насыщенный контекст для полноты представления о смысле этих книг. В курсе используются также элементы герменевтического и текстологического анализа, при этом учитывается языковая проблема и дается богословский анализ текстов.

2. Настоящий курс решает следующие основные задачи:

— освоение системного комплекса знаний о новозаветных текстах и главных богословских темах, в них содержащихся;
— овладение навыками анализа новозаветных текстов с богословской точки зрения;
— ознакомление с современными экзегетическими концепциями.

В результате освоения данного курса слушатель смжоет приобрести следующие компетенции:

знания:

— специфики новозаветных текстов и их богословской проблематики;
— различных толкований и интерпретаций этих тем у древних и современных авторов;
— особенностей толкования и интерпретаций в зависимости от переводов;

— проблематики современных библейских исследований.

умения:

— воспринимать новозаветные тексты как источник формирования богословских взглядов древней церкви;
— анализировать новозаветные тексты, привлекая разные переводы  и комментарии;
— составить целостную картину новозаветного богословия, опираясь на разбросанные в тексте высказывания новозаветных авторов;

— понимать динамику развития христианских представлений о мире в ранний период.

3. Содержание программы курса.

  1. Заповеди блаженств. Композиция блаженств: закономерности в последовательности. Блаженства ветхозаветные и новозаветные. Значение Ветхого Завета для понимания блаженств.
  2. Отношение Иисуса к Закону Моисееву. Роль и смысл Закона в Новом Завете («ни одна йота…»). Отношение Иисуса к Закону в сопоставлении с учениями фарисеев и ессеев. Отношение Иисуса к Закону и Павлово учение об «оправдании верой». Роль дел и веры в спасении.
  3. «Вы слышали, что сказано…»«Антитезы» или дополнение? Некорректность понятия«антитеза». Мессианское истолкование ветхозаветных заповедей. Смысл аскезы в учении Иисуса. Отношение к насилию и ненасилию.  
  4. Учение о молитве. Молитва Господня в сопоставлении с древними иудейскими молитвами. Ветхозаветные темы и обетования в молитве Господней. Царство как настоящая и как будущая реальность в молитве Господней. Смысл понятия epiousios. Вопрос о заключительном славословии. 
  5. Учение о духовных и земных благах.Социальное учение Нагорной проповеди: отношение к достатку и заработку. Учение Иисуса о земных благах и практика первохристианских общин (иудеохристианских и языкохристианских).
  6. Два пути. Учение о двух путях в контексте Ветхого Завета. Тема лжеучителей и лжепророков.
  7. Нагорная проповедь в контексте Нового Завета. Темы Нагорной проповеди в других текстах Нового Завета. Сопоставление Нагорной проповеди с «проповедью на равнине» (Евангелие от Луки). Нагорная проповедь и этическое учение иудеохристианских общин (Послание Иакова, Послание Иуды). Нагорная проповедь и учение апостола Павла.

4.   Распределение часов по темам и видам работ.

 

 

п/п

 

Разделы и темы

дисциплины

Всего часов

Аудиторные занятия

(в часах)

Самостоятельная работа

(в часах)

Лекции

Семинары

Практические занятия

Тема 1.

Заповеди Блаженств 

 

2

 

 

8

Тема 2.

Отношение Иисуса к Закону Моисееву

 

2

 

 

8

Тема 3

Вы слышали, что сказано…

 

 

2

 

 

8

 

Тема 4

Учение о молитве

 

2

 

 

8

Тема 5

Учение о духовных и земных благах

 

2

 

 

8

Тема 6

Два пути

 

2

 

 

8

Тема 7

Нагорная проповедь в контексте Нового Завета

 

2

 

 

8

 

Семинар

 

 

8

 

12

 

Квалификационная выпускная работа

 

 

 

 

24

Итого по дисциплине

 

114

14

 

 

8

 

92

 

Основная литература:

Иероним Стридонский, Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея (Москва, 1998). Одно из классических толкований святоотеческой эпохи.

Луц, У.Нагорная проповедь (Мф 5-7) (Москва, 2014). Спорные попытки реконструировать историю традиции, но качественный филологический анализ и ценный раздел по истории интерпретации.

Флуссер, Д. Иисус (Урал LTD, 1999). Давид Флуссер, крупный знаток раввинистической литературы, хорошо показывает укорененность учения Иисуса в иудаизме. 

Дополнительная литература:

Bruner, F. D.The Christbook: A Historical/Theological Commentary (2 vols.; Grand Rapids: Eerdmans, 2004). Размышления пресвитерианского библеиста, активно учитывающие церковную экзегезу разных времен (в том числе святоотеческую), уделяют основное внимание богословской стороне текста. Написано живо и неординарно.

Davies, W. D., &D. Allison. A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel According to Saint Matthew (3 vols.; Edinburgh, 1988–1997). Самый монументальный из существующих комментариев на Евангелие от Матфея. Опять же история формирования текста реконструирована спорно (как признавал впоследствии Эллисон), и есть опасность за деревьями (деталями) не увидеть леса (общей богословской линии). Однако очень сильно поставлен филологический анализ.

Nolland, J.The Gospel of Matthew: A Commentary on the Greek Text (Grand Rapids: Eerdmans, 2005). Либеральная англиканская библеистика в респектабельном проявлении. В своей обстоятельности комментарий немногим уступает «Дэвису-Эллисону», причем филологические нюансы изложены проще и доступнее.

Темы семинаров

  1. Мессианское толкование Ветхого Завета Иисусом Христом.
  2. «Отче наш» как молитва и как источник учения Иисуса.