5-6 апреля
Тематику нынешней встречи задает строчка из первой в истории русской словесности литературно-гастрономического сочинения – поэмы Владимира Филимонова «Обед». Она задумана как совместное размышление о способах восприятия, художественной репрезентации и осмысления гастрономических образов в истории европейской культуры, о смыслах, какие мотивы земной и небесной трапезы застолья приобретали в разных жанрах, религиозных, а также богословских системах и литургических традициях.
Те, кому посчастливилось слушать лекции Н.Л. Трауберг об английской литературе XIX-XX века, ее беседы на радио и «домашний курс» по культуре западноевропейского средневековья, помнят, как тонко улавливала она исторические переклички и радовалась, когда возникали они в самых неожиданных местах. Она звала разные эпохи и культуры, «как собеседников, на пир», так же легко и щедро, как собирала друзей. В ее вдумчивом, участливом присутствии каждый, даже самый незначительный предмет обретал биографию и голос, становился знаком памяти и вестником. Радость беседовать «со временами и сквозь времена» — один из тех даров, который оставила она всем, ее знавшим и читающим.
Нам бы хотелось, чтобы нынешняя встреча стала таким «собеседованием о трапезе» повседневной и сакральной, собирающей разные культурные эпохи вокруг общего «стола», разных людей вокруг общей Чаши. Всякая трапеза – будь то свадебное пиршество в Кане Галилейской, анакреонтические пиры, Веничкино «высокое пьянство» или уютное домашнее застолье знаменует мир поверх всех человеческих разделений, собирает живых и ушедших, тем самым преодолевая «обреченность времени», прообразует мессианский пир «жизни будущего века», ту окончательную встречу, когда все друг друга узнают, и «ни о чем не надо умалчивать». Она вводит в вечность – и одновременно укоренена во времени, в его обычае, укладе, мироощущении. Сквозная тема нынешней встречи – исторические формы трапезы и рефлексии о ней в богословии и культуре – определяет возможные векторы совместного размышления.
Многогранность проблематики позволяет объединить в рамках встречи богословские, философские, социологические, этнографические, религиоведческие, историко-литературные и междисциплинарные исследования.