ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (ДИСТАНЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ "ВЕТХИЙ ЗАВЕТ"
по профилю основной профессиональной образовательной прогрммы "Теология"
Введение в Ветхий Завет/ТаНаХ – курс дает первичные знания о Библии (Священном Писании евреев, о его формировании и отдельных частях к началу нашей эры)/Ветхом Завете/Танахе. Студенты познакомятся не только с традиционными подходами к библейскому наследию, представленными христианством и иудаизмом, но и научными методами изучения Священного Писания, представленными различными школами, включая современные.
Цель программы: развитие исследовательского и творческого мышления каждого, изучающего библейские тексты, удовлетворение интеллектуального любопытства при поиске библейских истоков основных богословских понятий.
В задачи настоящего курса входит: подготовить студента к изучению Библии на академическом уровне, познакомить его с основными разделами Библии, различными жанрами библейской литературы, с разнообразием используемых научных подходов при исследовании библейских текстов.
Для успешного завершения курса требуется сдача трех контрольных работ, написание отчета-рецензии по одной из выбранных книг (из списка рекомендованных) и курсовой работы-реферата (из числа предлагаемых тем или выбранных по собственному желанию, но при условии одобрения преподавателя курса).
Курс состоит из 7 частей:
Зачет( Экзамен)
Часть 1. Общее введение в курс – обзор развития представлений о Библии, начиная от традиционных в иудаизме и христианстве (авторстве, датировке отдельных книг) до современных научных подходов к её изучению. Традиционные представления, в основе которых лежит вера в богодухновенность Священного Писания (2 Тим 3:16), не позволяет применять к библейскому тексту научные методы анализа. Использование последних ставит под сомнение традиционные представления, касающиеся вопросов авторства, времени написания и окончательного формирования той или иной книги, а также всего канона, как иудейского, так и христианского. Научный подход претендует на объективность, однако не следует считать, что он противостоит традиционному. Взаимодействие этих представлений помогает студенту составить общую картину библейского мировоззрения, основываясь на самостоятельном вдумчивом изучении текста Писания.
1. Содержание программы - Часть I (1 семестр):
1. Лекция №1. Вводная лекция (08.10.2016). Библия – книга или библиотека? Проблемы прочтения древних текстов. Что такое библеистика: сравнение традиционных и научных подходов к изучению Библии.
2. Лекция№2. Истоки библейской критики (22.10.2016). Развитиенаучного подхода к изучению Священного Писания. От Авраама ибн Эзры до документальной гипотезы. От Спинозы до «классической библейской критики» (анализ источников, редакций, традиций и форм)
.
3. Лекция №3. Вызовы современнойбиблеистики (05.11.2016). От автора к тексту (риторический и канонический анализы, структурализм). Социологический анализ (феминистический, стран третьего мира и т.п.), анализ читательского восприятия, когнитивный подход и деконструкция текста.
4. Лекция №4. Введение в Тору/Пятикнижие. Формирование канона ВЗ – канонизация Торы/Пятикнижия и Пророков. Пятикнижие и его святость – иудейские и христианские традиционные представления. Композиция и содержание. Основные линии повествования согласно их содержанию, временной протяженности и порядку расположения в корпусе Торы. Книга Бытия в контексте культуры древнего Ближнего Востока. Истоки (1-11) и патриархи (12-50).(19.11.2016)
5. Лекция №5.Книга Исход. Структура и содержание. Исторические рамки. Моисей – становление и испытания вождя, пророка и законодателя народа Израиля. Книга Завета (Исх 20-23; 34.17-26). Священнический кодекс (Исх 25-31; 35-40 + вся книга Левит + Числа 1-10.10; 28-30).(26.11.2016)
6. Лекция №6.Книги Левит и Числа. Структура и содержание. Священнический кодекс (Исх 25-31; 35-40 + Левит 1-16, 17-27 + Числа 1-10.10; 28-30). Святость Бога (Лев 19.2) и требование жить свято: кодекс святости (17-26). Ропот народа и его воспитание в пустыне (Чис 11.1-14.45), Иисус Навин (27.18-23) и приближение к Земле обетованной (33.1-36.13). (10.12.2016)
7. Лекция №7. Второзаконие. Основные идеи книги. Структура и содержание. Особенности языка и стиля. Второзаконие как второй договор Всевышнего с Израилем (5.22, 31 + 29-30) и «девторономическая история». Девторономический кодекс (12-26) – условия нового договора, предписание о централизации богослужения (12-18).(28.01.2017)
8. Семинар №8. Использование термина «тора», развитие и формирования этого концепта в корпусе Пятикнижия. Пример развитияновых подходов к изучению текста в рамках когнитивной науки. Место корпуса Торы в ТаНаХе.(28.01.2017)
Лекция №9. Введение в корпус «Пророки». Ранние пророки и Поздние пророки. Девторономическа
Лекция №10. Девторономическа
Лекция №11. (11.03.2017)
2. Распределение часов по темам и видам работ:
№ п/п |
Разделы и темы дисциплины |
Всего часов |
Аудиторные занятия (в часах) |
Самостоятельная работа (в часах) |
||
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
||||
Тема 1. |
Введение в Ветхий Завет |
|
2 |
|
|
5 |
Тема 2. |
Истоки библейской критики |
|
2 |
|
|
5 |
Тема 3 |
Вызовы современнойбиблеистики |
|
2 |
|
|
5
|
Тема 4 |
Формирование канона Ветхого Завета |
|
2 |
|
|
5 |
Тема 5 |
Исход |
|
2 |
|
|
5 |
Тема 6 |
Левит и Числа |
|
2 |
|
|
5 |
Тема 7 |
Второзаконие |
|
2 |
|
|
5 |
|
Семинар. Понятие тора в корпусе Пятикнижия |
|
|
2 |
|
5 |
|
Квалификационная выпускная работа |
|
|
|
|
16 |
Итого по дисциплине |
|
72 |
14
|
2 |
|
56 |
Рекомендуется пользоваться различными имеющимися переводами Священного Писания:
Библия в современном русском переводе. Ин-т перевода Библии при Заокской духовной академии. 2015 (ИПБ)
Библия. Современный русский перевод. М.: РБО, 2011 (РБО)
- Библия. Синодальный перевод (СП)
- Тора. Современный комментарий. Пер. с англ. (The Jewish Study Bible – JSB). Переработанное издание. Главн. ред. В. Гюнтер Плаут). Иерусалим: 2011
- The Jewish Study Bible / Eds. Adele Berlin and Marc Zvi Brettler (Oxford University Press, Oxford, 1999)
- Книга Бытия. Пер. М.Г. Селезнева. М.: 1999
- Исход. Пер. М.Г. Селезнева и С.В, Тищенко. М.: 2000
- Книга Второзакония. Пер. С.В. Тищенко и М.Г. Селезнева. М.: 2005.
Литература:
Часть 2. Пятикнижие/Тора Моисея – основополагающий корпус Писания, общий для иудаизма и христианства, является продолжение вводного курса и посвящен изучению первых пяти книг Библии. Особое внимание будет уделено рассмотрению места Пятикнижия в библейском каноне, вопросам авторства, литературных особенностей и пониманию изучаемого корпуса в свете литературы древнего Ближнего Востока.
Литература к теме 2
Возможные темы рефератов:
Части 3 и 4 настоящего курса представляют собой изучение пророческого корпуса ТаНаХа. Основное внимание будет уделено рассмотрению места Пророков в библейском каноне, вопросам авторства, литературных особенностей и понимания изучаемого корпуса в свете литературы ближнего Древнего Востока.
Рекомендуется пользоваться различными имеющимися переводами Священного Писания:
- Библия. Синодальныйперевод.
- Библия в современном русском переводе. Ин-т перевода Библии при Заокской духовной академии. 2015.
- Библия. Современный русский перевод. М.: РБО, 2011.
- TheJewishStudyBible (Eds. Adele Berlin and Marc ZviBrettler). Oxford: Oxford University Press, 1999.
- КнигаИисусаНавина. КнигаСудей. Пер. М.Г. Селезнева. М.:РБО, 2003.
- КнигаИсайи. Пер. А.Э. Графова. М.: РБО, 2004.
- Книга Иеремии. Плач Иеремии. Пер. Л.В. Маневича. М.: РБО, 2003.
- Книга Иезекииля. Пер. Л.В. Маневича. М.: РБО, 2006.
Часть 3. Ранние пророки – древняя библейская историография. Второй корпус ТаНаХа – Пророки – состоит из двух частей: Ранние Пророки и Поздние Пророки. Первая часть представляет собой продолжение Пятикнижия и получила название девторономической истории. Принципы понимания пророческой вести Ветхого Завета. Когда появляется библейская историография и в чем заключается её самобытность?
Литература к части 3
Часть 4. Поздние пророки. «Письменные» пророки как творение девтерономической школы. Жанры профетической литературы. Структура пророческой речи. Изречения против народов. Стандартная композиция пророческой книги. Пророки VIII в. (Амос, Осия, Михей и Исайя). Книга Исайи как антология разнородных текстов VIII-V вв. Девтерономическая редакция пророческих книг. Пророки конца ассирийской эпохи (Иоиль, Наум, Софония). Пророки ново-вавилонского периода (Иеремия, Иезекииль). Прозаические места книги Иеремии. Пророки послепленной эпохи (Аггей, Захария). Трансформация профетизма в эпоху Второго Храма: апокалиптические мотивы в пророческой литературе (Даниил).
Литература к части 4:
Возможные темы курсовой работы-реферата:
Часть 5. Библейская поэзия. Псалмы. Плач Иеремии. Песнь Песней.
Часть 6. Литература мудрости
Литература мудрости
Список рекомендуемой литературы:
Эрнст Р. Вэнленд. Гармония и алгебра Псалтири. М.: ИПБ, 2010
Эрих Ценгер. Введение в Ветхий Завет. М.: ББИ, 2008. Стр. 431-540.
Уолтер Брюггеман. Введение в Ветхий Завет. М.: ББИ, 2009. Стр. 348-431.
Ла Сор, Уильям Сэнфорд С. Обзор Ветхого Завета. Одесса: Богомыслие, 1998.
Александр Сорокин. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Киев: Пролог, 2003. Стр.403-436.
Введение в библеистику. Часть 11. Литература мудрости. ОУИ: Раанана, 2007. Стр. 15-260.
Биккерман Э. Евреи в эпоху эллинизма. М.: Мосты Культуры, 2000.
Й. Вейнберг. Введение в ТАНАХ. Писания. М.: Мосты Культуры, 2005. Стр.7-149.
Кэрол Люберинг. Беседы с Иовом и Юлианой Норвичской. Веруя в то, что все будет хорошо. М.: ББИ, 2003.
Святитель Григорий Нисский. Точное истолкование Экклесиаста Соломонова. М.: 1997.
Монах Иаков. О началах Премудрости. Толкование на книгу Екклезиаста.М.: 2000.
Д.В. Щедровицкий. Беседы о Книге Иова. М.: 2005.
Геннадий Фаст. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. Красноярск, 2000.
Ф.Н. Козырев. Искушение и победа Святого Иова. Санкт-Петербург, 1997.
Жанна Гийон. Песня Песней. Санкт-Петербург-Киев, 2004.
Юлия Блюм. Что ты плачешь? Кого Ищешь? Израиль, 1996.
Юрген Мольтман. Наука и Мудрость. К диалогу естественных наук и богословия. М.: ББИ, 2005.
Часть 7. Поздняя библейская историография.
Часть 8. Апокалиптика. Трансформация профетизма в эпоху Второго Храма: апокалиптические мотивы в пророческой литературе (Даниил).
Автор курса преподаватель ББИ, к.б.н., маг. богосл., канд. культурологии, Запрометова О.М.
Стоимость 1 семестра: 10 000р.