В ББИ прошел круглый стол "Минимализм в церковном искусстве"

19 сентября в ББИ прошел круглый стол на тему «Минимализм в церковном искусстве», организованный совместно с Содружеством в поддержку современного христианского искусства «Артос». В круглом столе приняли участие 28 человек — искусствоведы, иконописцы, архитекторы, журналисты, философы, богословы, священники, в основном те, кто имеет непосредственное отношение к церковному искусству.

Вначале были заслушаны три доклада. Галина Серова (Государственная Третьяковская галерея) сделала краткий обзор традиции минимализма в ХХ веке, который охватывал в основном западное церковное искусство. Игумен Петр Мещеринов, настоятель Знаменской церкви в селе Долматово (подворье Московского Данилова монастыря) говорил о литургической традиции, которая есть основа всякого искусства в церкви. Филипп Давыдов (мастерская «Живая традиция», Санкт-Петербург) показал, как реально происходит работа художника в храме в поисках нужного образа. После этого завязалась большая продолжительная дискуссия, в ходе которой высказывались самые разные мнения и точки зрения. С термином «минимализм» далеко не все были согласны, одни предлагали заменить его на «аскетизм», другие говорили об органичности и чистоте стиля, об отказе от эклектики и движению к простоте. Но в одном участники круглого стола сходились – современное состояние церковного искусства неудовлетворительно, оно коммерциализированно, тонет в дурновкусии, вторично и т.д. Хотя, конечно, нельзя не признать, что сделано немало: широко развернуто строительство храмов, развивается иконописная традиция, работают школы и мастерские, есть интересные мастера. Однако, как подчеркнул ведущий круглого стола Сергей Чапнин, после трех десятилетий возрождения Православия мы снова ощущаем себя на распутье. Он также отметил, что если церковное искусство есть выражение веры и молитвы, то начинать следует с литургии, а дискуссии вокруг этой темы (язык богослужения, частота причастия и проч.) показывает, что здесь все неоднозначно. Однако кризис, который сменил период «церковного возрождения», открывает новые возможности для осмысления ситуации и поиска путей выхода из тупиков.