Дистанционный курс «Ветхий Завет»

Записаться на курс


Стоимость 1 семестра: 10 000 руб. (при оплате по семестрам)

Стоимость курса: 18 000 руб. (при оплате за курс)


ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (ДИСТАНЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
по профилю основной профессиональной образовательной программы «Теология»

Введение в Ветхий Завет/ТаНаХ – курс дает первичные знания о Библии (Священном Писании евреев, о его формировании и отдельных частях к началу нашей эры)/Ветхом Завете/Танахе. Студенты познакомятся не только с традиционными подходами к библейскому наследию, представленными христианством и иудаизмом, но и научными методами изучения Священного Писания, представленными различными школами, включая современные.

Цель программы: развитие исследовательского и творческого мышления каждого, изучающего библейские тексты, удовлетворение интеллектуального любопытства при поиске библейских истоков основных богословских понятий.

В задачи настоящего курса входит: подготовить студента к изучению Библии на академическом уровне, познакомить его с основными разделами Библии, различными жанрами библейской литературы, с разнообразием используемых научных подходов при исследовании библейских текстов.

Для успешного завершения курса требуется сдача трех контрольных работ, написание отчета-рецензии по одной из выбранных книг (из списка рекомендованных) и курсовой работы-реферата (из числа предлагаемых тем или выбранных по собственному желанию, но при условии одобрения преподавателя курса).

Курс состоит из 7 частей:

  1. От традиционного толкования к научному анализу
  2. Пятикнижие Моисея
  3. Ранние пророки – древняя библейская историография
  4. Пророки — пророческая литература
  5. Литература псалмов
  6. Литература мудрости
  7. Поздняя библейская историография
    Зачет( Экзамен)

Часть 1. Общее введение в курс – обзор развития представлений о Библии, начиная от традиционных в иудаизме и христианстве (авторстве, датировке отдельных книг) до современных научных подходов к её изучению. Традиционные представления, в основе которых лежит вера в богодухновенность Священного Писания (2 Тим 3:16), не позволяет применять к библейскому тексту научные методы анализа. Использование последних ставит под сомнение традиционные представления, касающиеся вопросов авторства, времени написания и окончательного формирования той или иной книги, а также всего канона, как иудейского, так и христианского. Научный подход претендует на объективность, однако не следует считать, что он противостоит традиционному. Взаимодействие этих представлений помогает студенту составить общую картину библейского мировоззрения, основываясь на самостоятельном вдумчивом изучении текста Писания.

1. Содержание программы — Часть I (1 семестр):

1. Лекция №1. Вводная лекция (08.10.2016). Библия – книга или библиотека? Проблемы прочтения древних текстов. Что такое библеистика: сравнение традиционных и научных подходов к изучению Библии.

2. Лекция№2. Истоки библейской критики. Развитиенаучного подхода к изучению Священного Писания. От Авраама ибн Эзры до документальной гипотезы. От Спинозы до «классической библейской критики» (анализ источников, редакций, традиций и форм)

.3. Лекция №3. Вызовы современнойбиблеистики. От автора к тексту (риторический и канонический анализы, структурализм). Социологический анализ (феминистический, стран третьего мира и т.п.), анализ читательского восприятия, когнитивный подход и деконструкция текста.

4. Лекция №4. Введение в Тору/Пятикнижие. Формирование канона ВЗ – канонизация Торы/Пятикнижия и Пророков. Пятикнижие и его святость – иудейские и христианские традиционные представления. Композиция и содержание. Основные линии повествования согласно их содержанию, временной протяженности и порядку расположения в корпусе Торы. Книга Бытия в контексте культуры древнего Ближнего Востока. Истоки (1-11) и патриархи (12-50).

5. Лекция №5.Книга Исход. Структура и содержание. Исторические рамки. Моисей – становление и испытания вождя, пророка и законодателя народа Израиля. Книга Завета (Исх 20-23; 34.17-26). Священнический кодекс (Исх 25-31; 35-40 + вся книга Левит + Числа 1-10.10; 28-30).

6. Лекция №6.Книги Левит и Числа. Структура и содержание. Священнический кодекс (Исх 25-31; 35-40 + Левит 1-16, 17-27 + Числа 1-10.10; 28-30). Святость Бога (Лев 19.2) и требование жить свято: кодекс святости (17-26). Ропот народа и его воспитание в пустыне (Чис 11.1-14.45), Иисус Навин (27.18-23) и приближение к Земле обетованной (33.1-36.13). 

7. Лекция №7. Второзаконие. Основные идеи книги. Структура и содержание. Особенности языка и стиля. Второзаконие как второй договор Всевышнего с Израилем (5.22, 31 + 29-30) и «девторономическая история». Девторономический кодекс (12-26) – условия нового договора, предписание о централизации богослужения (12-18).

8. Семинар №8. Использование термина «тора», развитие и формирования этого концепта в корпусе Пятикнижия. Пример развитияновых подходов к изучению текста в рамках когнитивной науки. Место корпуса Торы в ТаНаХе.

Лекция №9. Введение в корпус «Пророки». Ранние пророки и Поздние пророки. Девторономическая история как древняя библейская историография. От исторической действительности к историософии. Девтерономическая концепция пророка. Критерии истинности пророческой вести (Втор 13:1-5; Иер 23:22 + Втор 18:21-22; Иер 28:9). 

Лекция №10. Девторономическая история. Книга Иисуса Навина – преемственность Иисуса Навина и Моисея. Книга Судей – подъемы и падения. Родоплеменная организация Израиля эпохи книги Судей. 

Лекция №11. 

2. Распределение часов по темам и видам работ:


п/п
Разделы и темы
дисциплины
Всего часовЛекции (в часах)Семинары (в часах)Практические занятия (в часах)Самостоятельная работа
(в часах)
Тема 1 Введение в Ветхий Завет25
Тема 2Истоки библейской критики25
Тема 3 Вызовы современной библеистики25
Тема 4Формирование канона Ветхого Завета25
Тема 5Исход25
Тема 6Левит и Числа25
Тема 7Второзаконие25
Семинар. Понятие тора в корпусе Пятикнижия25
Квалификационная выпускная работа16
Итого по дисциплине7214256

Рекомендуется пользоваться различными имеющимися переводами Священного Писания:

— Библия в современном русском переводе. Ин-т перевода Библии при Заокской духовной академии. 2015 (ИПБ)
— Библия. Современный русский перевод. М.: РБО, 2011 (РБО)
— Библия. Синодальный перевод (СП)
— Тора. Современный комментарий. Пер. с англ. (The Jewish Study Bible – JSB). Переработанное издание. Главн. ред. В. Гюнтер Плаут). Иерусалим: 2011
— The Jewish Study Bible / Eds. Adele Berlin and Marc Zvi Brettler (Oxford University Press, Oxford, 1999)
— Книга Бытия. Пер. М.Г. Селезнева. М.: 1999
— Исход. Пер. М.Г. Селезнева и С.В, Тищенко. М.: 2000
— Книга Второзакония. Пер. С.В. Тищенко и М.Г. Селезнева. М.: 2005.

Литература:
— Архиепископ Феофан (Быстров). Тетраграмма, или Божественное Вехтозаветное Имя יהוה. Киев, 2004.
— Ванхузер К.Дж. Искусство понимания текста. Литературоведческая этика и толкование Писания. Черкассы, 2007.
— Глубоковский П.П. Хронология Ветхого и Нового завета. М., 1996.
— Десницкий А. Введение в библейскую экзегетику. М., 2011. С. 81-184.
— Юнгеров П.А. Введение в Ветхий Завет. Книга Ι. Общее историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. М., 2003.
— Bishop Kallistos of Diokleia. “How to read the Bible” // The Orthodox Study Bible. Nashville, 1993. P. 763-770.
— Sparks, J.N. “Interpreting the Scriptures” // The Orthodox Study Bible. Nashville, 1993. P. 820-837.

Часть 2. Пятикнижие/Тора Моисея – основополагающий корпус Писания, общий для иудаизма и христианства, является продолжение вводного курса и посвящен изучению первых пяти книг Библии. Особое внимание будет уделено рассмотрению места Пятикнижия в библейском каноне, вопросам авторства, литературных особенностей и пониманию изучаемого корпуса в свете литературы древнего Ближнего Востока.

Введение. Пятикнижие и его святость – Тора и Закон – иудейские и христианские традиционные представления. Композиция и содержание. Основные линии повествования согласно их содержанию, временной протяженности и порядку расположения в корпусе Пятикнижия. Избранничество и завет.
Книга Бытия в контексте культуры древнего Ближнего Востока. Первобытная история (Быт 1-11 – сотворение, грехопадение, потоп возникновение наций) и патриархальная история (Быт 12-15 – Аврам, Исаак, Иаков, Иосиф и его братья).
Книга Исход. Структура и содержание. Исторические рамки. Моисей – становление и испытания вождя, пророка и законодателя народа Израиля. Книга Завета (Исх 20-23; 34:17-26). Священнический кодекс (Исх 25-31, 35-40).
Книга Левит. Священнический кодекс. Жреческий документ. Книга святости. Служение святому Богу и хождение пред святым Богом
Книга Чисел. Священнический кодекс — продолжение (Чис 1-10:10; 28-30).
Книга Второзакония. Девторономический кодекс (Втор 12-26). Три основных свода законов Пятикнижия. Декалог в Исходе и Второзаконии. Четверокнижие или шестикнижие?
Понятие тора в корпусе Пятикнижия. Развитие научного подхода к изучению текста и примеры современных направлений исследования.

Литература к теме 2:

  • Библия. Литературные и лингвистические исследование. Вып. 1-3. М.: РГГУ, 1998-2000
  • Библейские исследования. Сб. статей под ред. Б. Шварца. М.: Сэфер, 1997
  • Брюггеман У. Введение в Ветхий Завет. Канон и христианское воображение. М.: ББИ, 2009
  • Вейрберг Й. Пятикнижие – через испытание к свершению. 2002
  • Рождение истории. М.: Наука, 1993
  • Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. СПб, 1909
  • Вайсман З. Введение в библеистику. Часть 6. Пятикнижие Моисея: Историко-литературный обзор. Тель-Авив, ОУИ, 2000. См.: http://www-r.openu.ac.il/kurs/bibl-add.htm
  • Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. М.: ББИ, 2000
  • Православные просветительские курсы при московском Сретенском монастыре. См.: http://www.pravoslavie.ru/put/74480.htm
  • Сорокин А. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Киев, 2003.
  • Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000
  • Ценгер Э. (ред.). Введение в Ветхий Завет. М.: ББИ, 2008.
  • Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. СПб, изд-во С.-Петербургского ун-та, 2007
  • Учение: Моисеево Пятикнижие. 1993
  • Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда. М.: Мосты культуры. 2000
  • Электронная еврейская энциклопедия – www.eleven.co.il
  • Юнгеров П.А. Введение в Ветхий Завет. Книга ΙΙ. Частное историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. М., 2003.

Возможные темы рефератов:

  • Текстологические проблемы в изучении Пятикнижия (или одной из книг изучаемого корпуса).
  • Богословские и исторические концепции в Пятикнижии (по выбору и при согласовании с преподавателем).
  • Образ Бога в Торе.
  • От теории источников к исследованию традиций.

Исследование традиций в полемике с документальной гипотезой Части 3 и 4 настоящего курса представляют собой изучение пророческого корпуса ТаНаХа. Основное внимание будет уделено рассмотрению места Пророков в библейском каноне, вопросам авторства, литературных особенностей и понимания изучаемого корпуса в свете литературы ближнего Древнего Востока.

Рекомендуется пользоваться различными имеющимися переводами Священного Писания:

  • Библия. Синодальный перевод.
  • Библия в современном русском переводе. Институт перевода Библии им М.П. Кулакова. М.: ББИ, 2021.
  • Библия. Современный русский перевод. М.: РБО, 2011.
  • TheJewish Study Bible (Eds. Adele Berlin and Marc ZviBrettler). Oxford: Oxford University Press, 1999.
  • Книга Иисуса Навина. Книга Судей. Пер. М.Г. Селезнева. М.:РБО, 2003.
  • Книга Исайи. Пер. А.Э. Графова. М.: РБО, 2004.
  • Книга Иеремии. Плач Иеремии. Пер. Л.В. Маневича. М.: РБО, 2003.
  • Книга Иезекииля. Пер. Л.В. Маневича. М.: РБО, 2006.

Часть 3. Ранние пророки – древняя библейская историография. Второй корпус ТаНаХа – Пророки – состоит из двух частей: Ранние Пророки и Поздние Пророки. Первая часть представляет собой продолжение Пятикнижия и получила название девторономической истории. Принципы понимания пророческой вести Ветхого Завета. Когда появляется библейская историография и в чем заключается её самобытность?

Институт профетизма в древнем Израиле. Понятие «пророк» и роль пророка в социальной жизни Израиля. Ранние пророки. Девтерономическая концепция пророка: Моисей – идеальный пророк. Критерии истинности пророческой вести (Втор 13:1-5; Иер 23:22 + Втор 18:21-22; Иер 28:9). Учение пророков (монотеизм, нравственность, мессианская идея). Пророки как посредники Всевышнего в отношениях завета между Богом и Его народом (богообщение). Рекомендации, которым необходимо следовать при изучении пророческой литературы.
Девторономическая история. Книга Иисуса Навина – преемственность Иисуса Навина и Моисея. Книга Судей – подъемы и падения. Родо-племенная организация Израиля эпохи книги Судей.
Книги Царств. Самуил и Саул. Священство и монархия. Золотой век и «эпоха Просвещения». Пророки объединенного и разделенного царств. Фигура Давида – пастырь псалмопевец, пророк, царь.

Литература к части 3:

  • Иеромонах Арсений (Соколов). Книга Иисуса Навина. М.: Изд-во Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории, 2005.
  • Вайсман З. Введение в библеистику. Часть 7. Древняя библейская историография – Ранние пророки. Раанана, ОУИ, 2005. С. 15-224. См.: http://www-r.openu.ac.il/kurs/bibl-add.html
  • Брюггеман У. Введение в Ветхий Завет. Канон и христианское воображение. М.: ББИ, 2009.
  • История Древнего Востока. Ред. В.И. Кузищин. М.: Высшая Школа, 1999. С. 3-275 + См. библиографию (с. 443-445!).
  • Липовский И.П. Библейский Израиль: история двух народов. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2010.
  • Рофе А. Повествования о пророках. Литературные жанры и история. М.: Мосты, 1997.
  • Сорокин А. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Киев, 2003.
  • Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб.: Изд-во Петерб. ун-та, 2005.
  • История Израиля и Иудеи до 70 г. до н.э. СПб.: РХГА, 2013.
  • Фрезер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политиздат, 1986.
  • Шиффман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М.: Политиздат, 1987.
  • Юнгеров П.А. Введение в Ветхий Завет. Книга Ι. Общее историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. М., 2003.
  • Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
  • Страницы – статьи в разделе библеистики, посвященные исследованию Ветхого Завета (выходит с 1996 г., ББИ).
  • Богословские размышления – статьи, посвященные развитию библейских исследований (Евроазиатский журнал богословия, выходит с 2003 г., ЕААА, Одесса).
  • Библия. Литературные и лингвистические исследование. Вып. 1-3. М.: РГГУ, 1998-2000.
  • Библейские исследования. Сб. статей под ред. Б. Шварца. М.: Сэфер, 1997.
  • Православные просветительские курсы при московском Сретенском монастыре. См.: http://www.pravoslavie.ru/put/74480.htm
  • Электронная еврейская энциклопедия – www.eleven.co.il

Часть 4. Поздние пророки. «Письменные» пророки как творение девтерономической школы. Жанры профетической литературы. Структура пророческой речи. Изречения против народов. Стандартная композиция пророческой книги. Пророки VIII в. (Амос, Осия, Михей и Исайя). Книга Исайи как антология разнородных текстов VIII-V вв. Девтерономическая редакция пророческих книг. Пророки конца ассирийской эпохи (Иоиль, Наум, Софония). Пророки ново-вавилонского периода (Иеремия, Иезекииль). Прозаические места книги Иеремии. Пророки послепленной эпохи (Аггей, Захария). Трансформация профетизма в эпоху Второго Храма: апокалиптические мотивы в пророческой литературе (Даниил).

Поздние пророки. Эпоха кризиса – историко-культурный контекст книги пророка Исайи. Краткий план и содержание. Суд и утешение. Вопросы научной критики/анализа текста –за и против. Глубины богословия (святость и владычество Всевышнего, грех человечества, вера в Яхве, остаток Израиля, Мессия).
Книга пророка Иеремии. Призвание пророка и пророческая весть. Краткий обзор книги и основные темы. Богословие Завета и вопрос исполнение обязательств. Новое будущее и мессианская идея.
Книга пророка Иезекииля. Историко-культурный контекст. Особенности книги Иезекииля (священнический колорит, таинственность и обилие видений). Понятие личной и общей ответственности. Пророчества языческим народам. Эсхатология.
Двенадцать – Малые пророки. Пророки ассирийского периода (763-612 гг. до н.э.) – Иона, Амос, Михей, Наум. Краткое содержание и анализ богословия пророческой вести. Пророки вавилонского периода (626-539 гг. до н.э.) – Софония, Аввакум, Авдий. Пророки персидского периода (539-331 гг. до н.э.): а) Пророки строительства и восстановления – Аггей и Захария; б) Пророки духовного выживания – Малахия и Иоиль.
От пророчества к апокалиптике. Междисциплинарный подход. Езек 38-39, Зах 1-8, Иоиль 2:1-11; 3-4. Влияние пророческой апокалиптики на позднейшее развитие еврейской мысли (книга Даниила, апокалиптическая эсхатология). Подведение итогов. Развитие концепта торы в корпусе пророков.

Литература к части 4:

  • Брюггеман У. Введение в Ветхий Завет. Канон и христианское воображение. М.: ББИ, 2009.
  • Вайсман З. Введение в библеистику. Часть 10. Пророческая литература. Раанана, ОУИ, 2006. С. 15-272. См.: http://www-r.openu.ac.il/kurs/bibl-add.html
  • Липовский И.П. Библейский Израиль: история двух народов. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2010.
  • Палладий, епископ Сарапульский. Книга Пророка Ионы. Книга Пророка Михея. М.: Изд-во «Елеон», 1998.
  • Рофе А. Повествования о пророках. Литературные жанры и история. М.: Мосты, 1997.
  • Соколов А. Пророк и блудница. Комментарий к 1-3 главам книги пророка Осии. М.: ББИ, 2016.
  • Игумен Арсений. Книга пророка Амоса: введение и комментарий. Лиссабон, 2012.
  • Буква и Дух. Сборник статей и докладов по библеистике. Бейрут: 2016.
  • Сорокин А. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Киев, 2003.
  • Юнгеров П.А. Введение в Ветхий Завет. Книга Ι. Общее историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. М., 2003.
  • Страницы – статьи в разделе библеистики, посвященные исследованию Ветхого Завета (выходит с 1996 г., ББИ).
  • Богословские размышления – статьи, посвященные развитию библейских исследований (Евроазиатский журнал богословия, выходит с 2003 г., ЕААА, Одесса).
  • Библия. Литературные и лингвистические исследование. Вып. 1-3. М.: РГГУ, 1998-2000.
  • Библейские исследования. Сб. статей под ред. Б. Шварца. М.: Сэфер, 1997.
  • Православные просветительские курсы при московском Сретенском монастыре. См.: http://www.pravoslavie.ru/put/74480.htm
  • Электронная еврейская энциклопедия – www.eleven.co.il
  • Курс «Танах о падении и возрождении Иерусалима». Тема 1: «Пророк народов». Тема 2: «Это храм Б-га». Тема 3: «Дом царя Иудеи». Тема 4. «Когда исполнится семьдесят лет». М.: Институт изучения иудаизма в СНГ, 2003. http://www.melamedia.org, click@melamedia.org
  • Brueggemann W. Isaiah 1-39. Isaiah 40-46. Westminster Bible Companion. Louisville: Westminster John Knox Press, 1998.
  • A Commentary on Jeremiah. Exile and Homecoming. Grand Rapids: Eerdmans, 1998.
  • Kaiser, Jr., Walter C. The Christian and the “Old” Testament. Pasadena, California: William Carey Library, 1998. P. 128 – 268.
  • Rofe A. Introduction to the Prophetic Literature. Sheffield: Sheffield Academic Press, 1997.
  • Trible Ph. Rhetorical Criticism: Context, Method, and the Book of Jonah. Minneapolis: Fortress Press, 1994.

Возможные темы курсовой работы-реферата:

  • Богословские и исторические концепции Пятикнижия, получившие дальнейшее развитие в корпусе Пророков (по выбору и при согласовании с преподавателем).
  • От теории источников к исследованию традиций. Исследование традиций в полемике с документальной гипотезой.
  • Историко-критический и канонический подход. Сравнительный анализ и перспективы развития.
  • Анализ использования в библеистике методологических подходов, заимствованных из гуманитарных наук.
  • Поклонение Всевышнему на примере представлений корпуса Пророков.
  • Анализ ключевых библейских понятий на примере одной из книг корпуса Пророков (завет, закон/учение, святое святых и др.).
  • Развитие представлений о святости Бога на примере отдельно взятой книги.

Часть 5. Библейская поэзия. Псалмы. Плач Иеремии. Песнь Песней.

Часть 6. Литература мудрости.

Список рекомендуемой литературы:

  • Эрнст Р. Вэнленд. Гармония и алгебра Псалтири. М.: ИПБ, 2010
  • Эрих Ценгер. Введение в Ветхий Завет. М.: ББИ, 2008. Стр. 431-540.
  • Уолтер Брюггеман. Введение в Ветхий Завет. М.: ББИ, 2009. Стр. 348-431.
  • Ла Сор, Уильям Сэнфорд С. Обзор Ветхого Завета. Одесса: Богомыслие, 1998.
  • Александр Сорокин. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Киев: Пролог, 2003. Стр.403-436.
  • Введение в библеистику. Часть 11. Литература мудрости. ОУИ: Раанана, 2007. Стр. 15-260.
  • Биккерман Э. Евреи в эпоху эллинизма. М.: Мосты Культуры, 2000.
  • Й. Вейнберг. Введение в ТАНАХ. Писания. М.: Мосты Культуры, 2005. Стр.7-149.
  • Кэрол Люберинг. Беседы с Иовом и Юлианой Норвичской. Веруя в то, что все будет хорошо. М.: ББИ, 2003.
  • Святитель Григорий Нисский. Точное истолкование Экклесиаста Соломонова. М.: 1997.
  • Монах Иаков. О началах Премудрости. Толкование на книгу Екклезиаста.М.: 2000.
  • Д.В. Щедровицкий. Беседы о Книге Иова. М.: 2005.
  • Геннадий Фаст. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. Красноярск, 2000.
  • Ф.Н. Козырев. Искушение и победа Святого Иова. Санкт-Петербург, 1997.
  • Жанна Гийон. Песня Песней. Санкт-Петербург-Киев, 2004.
  • Юлия Блюм. Что ты плачешь? Кого Ищешь? Израиль, 1996.
  • Юрген Мольтман. Наука и Мудрость. К диалогу естественных наук и богословия. М.: ББИ, 2005.

Часть 7. Поздняя библейская историография.

Часть 8. Апокалиптика. Трансформация профетизма в эпоху Второго Храма: апокалиптические мотивы в пророческой литературе (Даниил).

Скачать программу

Приложения 1

Приложение 2

Приложение 3 (Пророки)