Дистанционный курс «Новый завет»

Записаться на курс


Стоимость 1 семестра: 10 000 руб. (при оплате по семестрам)

Стоимость курса: 18 000 руб. (при оплате за курс)


ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (ДИСТАНЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
по профилю основной профессиональной образовательной программы «Теология»

НОВЫЙ ЗАВЕТ

1 часть
Нагорная проповедь

1. Цель освоения дисциплины:

Курс предназначен для учащихся по программе дополнительного образования ББИ, разработан в соответствии с концепцией программы «Теология» и включает в себя экзегетический анализ новозаветных текстов, наиболее показательных с историко-критической и богословской точек зрения. Цель курса в том, чтобы познакомить слушателей с основными научными концепциями и толкованиями Нового Завета. В данной части рассматривается проблема сложения корпуса четырех евангелий и книги Деяний апостолов. Тексты рассматриваются в контексте всего корпуса Нового Завета, а также на фоне исторической ситуации эпохи, что создает более насыщенный контекст для полноты представления о смысле этих книг. В курсе используются также элементы герменевтического и текстологического анализа, при этом учитывается языковая проблема и дается богословский анализ текстов.

2. Настоящий курс решает следующие основные задачи:

  • освоение системного комплекса знаний о новозаветных текстах и главных богословских темах, в них содержащихся;
  • овладение навыками анализа новозаветных текстов с богословской точки зрения;
  • ознакомление с современными экзегетическими концепциями. В результате освоения данного курса слушатель сможет приобрести следующие компетенции:

Знания:

  • специфики новозаветных текстов и их богословской проблематики;
  • различных толкований и интерпретаций этих тем у древних и современных авторов; — особенностей толкования и интерпретаций в зависимости от переводов;
  • проблематики современных библейских исследований.

Умения:

  • воспринимать новозаветные тексты как источник формирования богословских взглядов древней церкви; — анализировать новозаветные тексты, привлекая разные переводы и комментарии;
  • составить целостную картину новозаветного богословия, опираясь на разбросанные в тексте высказывания новозаветных авторов;
  • понимать динамику развития христианских представлений о мире в ранний период.

3. Содержание программы курса.

  • Заповеди блаженств. Композиция блаженств: закономерности в последовательности. Блаженства ветхозаветные и новозаветные. Значение Ветхого Завета для понимания блаженств.
  • Отношение Иисуса к Закону Моисееву. Роль и смысл Закона в Новом Завете («ни одна йота…»). Отношение Иисуса к Закону в сопоставлении с учениями фарисеев и ессеев. Отношение Иисуса к Закону и Павлово учение об «оправдании верой». Роль дел и веры в спасении.
  • «Вы слышали, что сказано…»«Антитезы» или дополнение? Некорректность понятия«антитеза». Мессианское истолкование ветхозаветных заповедей. Смысл аскезы в учении Иисуса. Отношение к насилию и ненасилию.
  • Учение о молитве. Молитва Господня в сопоставлении с древними иудейскими молитвами. Ветхозаветные темы и обетования в молитве Господней. Царство как настоящая и как будущая реальность в молитве Господней. Смысл понятия epiousios. Вопрос о заключительном славословии.
  • Учение о духовных и земных благах. Социальное учение Нагорной проповеди: отношение к достатку и заработку. Учение Иисуса о земных благах и практика первохристианских общин (иудеохристианских и языкохристианских).
  • Два пути. Учение о двух путях в контексте Ветхого Завета. Тема лжеучителей и лжепророков.
  • Нагорная проповедь в контексте Нового Завета. Темы Нагорной проповеди в других текстах Нового Завета. Сопоставление Нагорной проповеди с «проповедью на равнине» (Евангелие от Луки). Нагорная проповедь и этическое учение иудеохристианских общин (Послание Иакова, Послание Иуды). Нагорная проповедь и учение апостола Павла.

2 часть.
Богословие апостола Павла.

  • Апостол Павел и имперская власть. Введение. Отношение к власти в Ветхом Завете. Святоотеческая интерпретация ветхозаветных и новозаветных цитат о власти. 13 глава послания к Римлянам. Исторический и культурный контекст послания Павла. Отношение к власти, как частный случай отношения к врагам.
  • Апостол Павел и иерусалимская община. Взаимоотношение апостола Павла с галатами, миссионерская деятельность. Писание и предание. Антиохийский инцидент. Проблема хронологии.
  • Апостол Павел и иудаизм. Послание к Галатам. Иудео-христианство и языко-христианство. Обращение апостола Павла. Переосмысление Павлом Писания. Принятие Павла Иерусалимской общиной.
  • Псевдоэпиграфика в посланиях апостола Павла. Псевдоэпиграфика. Отношение к псевдоэпирафам в ранней церкви. Служение женщин в павловых церквах. Роль женщин в Евангелиях. Послание к Коринфянам 11: пророчество женщин. Послание к Коринфянам 14:34-35 «Жены ваши в церквах да молчат». 1 Послание к Тимофею 2:11-15 «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью».
  • Отношение к рабовладению в Павловых посланий. Отношение к рабовладению в Библии. История отношения к рабовладению. Исторический контекст посланий Павла. Послание к Филимону.

4. Распределение часов по темам и видам работ (1 семестр):

Разделы и темы
дисциплины
Всего часовЛекции (в часах)Семинары (в часах)Практические занятия (в часах)Самостоятельная работа
(в часах)
Тема 1Заповеди Блаженств 26
Тема 2Отношение Иисуса к Закону Моисееву26
Тема 3Вы слышали, что сказано…26
Тема 4Учение о молитве26
Тема 5Учение о духовных и земных благах26
Тема 6Два пути26
Тема 7Нагорная проповедь в контексте Нового Завета26
Семинар
Итоговая работа12
Итого по дисциплине6842

5. Распределение часов по темам и видам работ (2 семестр):

Разделы и темы
дисциплины
Всего часовЛекции (в часах)Семинары (в часах)Практические занятия (в часах)Самостоятельная работа
(в часах)
Тема 1Павел и имперская власть 26
Тема 2Павел и иерусалимская община26
Тема 3Павел и иудаизм26
Тема 4Псевдоэпиграфика в посланиях апостола Павла26
Тема 5Отношение к рабовладению в Павловых посланий26
Итоговая работа6
Квалификационная выпускная работа12
Итого по дисциплине581030

6. Виды самостоятельной работы слушателей:
1 семестр «Нагорная проповедь»
Написание реферата по лекциям о Мф 5:1-37.
Разобрать этот большой отрывок на несколько смысловых отрывков и кратко пересказать суть каждого.
Внимание: это НЕ задание на работу с комментариями или самостоятельное мышление. Проверяется степень усвоения материала.
Реферат должен составлять не менее 15 тыс. знаков (с пробелами).

Написание эссе на одну из предложенных тем:

  • Ветхозаветный контекст заповедей блаженства.
  • Антитеза о гневе в иудейском и греко-римском контексте.
  • Антитеза о разводе: интенция и иудейский контекст.
  • Антитеза о любви к врагам в иудейском и греко-римском контексте.
  • Речение о нерушимости Закона в Мф 5:17-20 и антитезы: противоречие или когерентность?
  • «Золотое правило» в Евангелии от Матфея и его предшественники в иудейской и греко-римской традиции: сопоставление.
  • «Золотое правило» и заповедь о любви в Евангелии от Матфея: сопоставление.

Литература:

  • Луц, У. Нагорная проповедь (Мф 5-7)// Словарь «Иисус и Евангелие». ББИ., М., 2014.
  • Спорные попытки реконструировать историю традиции, но качественный филологический анализ и ценный раздел по истории интерпретации.
  • Дэвидсон, Р. Пламя Яхве. Сексуальность в Библии Дэвисона «Пламя Яхве». Эксмо, 2015.
    Инстон–Брюер, Д. Развод и повторный брак в церкви. 2003

2 семестр. Самостоятельные работы по курсу Новый Завет «Богословие апостола Павла»
Темы рефератов:

  • Павел и иерусалимская община.
  • Антиохийский инцидент: причины, ход, результаты.
  • Отношение Павла к Римской империи.
  • Женское служение в Павловых церквах.
  • Отношение Павла к рабству.

7. Оценка качества освоения программы:
Рефераты и эссе:
Итоговая аттестация — рефераты и эссе оцениваются преподавателем по пятибалльной системе и сопровождаются отзывом.

8. Кадровое обеспечение (список составителей программы дисциплины):
Глеб Гарриевич Ястребов

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
1. Литература для изучения курса Новый Завет «Нагорная проповедь».
Основная литература:

  • Иероним Стридонский, Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея (Москва, 1998).
  • Одно из классических толкований святоотеческой эпохи.
  • Луц, У.Нагорная проповедь (Мф 5-7) (Москва, 2014). Спорные попытки реконструировать историю традиции, но качественный филологический анализ и ценный раздел по истории интерпретации.
  • Флуссер, Д. Иисус (Урал LTD, 1999). Давид Флуссер, крупный знаток раввинистической литературы, хорошо показывает укорененность учения Иисуса в иудаизме.

Дополнительная литература:

  • Bruner, F. D.The Christbook: A Historical/Theological Commentary (2 vols.; Grand Rapids: Eerdmans, 2004). Размышления пресвитерианского библеиста, активно учитывающие церковную экзегезу разных времен (в том числе святоотеческую), уделяют основное внимание богословской стороне текста. Написано живо и неординарно.
  • Davies, W. D., &D. Allison. A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel According to Saint Matthew (3 vols.; Edinburgh, 1988–1997). Самый монументальный из существующих комментариев на Евангелие от Матфея. Опять же история формирования текста реконструирована спорно (как признавал впоследствии Эллисон), и есть опасность за деревьями (деталями) не увидеть леса (общей богословской линии). Однако очень сильно поставлен филологический анализ.
  • Nolland, J.The Gospel of Matthew: A Commentary on the Greek Text (Grand Rapids: Eerdmans, 2005). Либеральная англиканская библеистика в респектабельном проявлении. В своей обстоятельности комментарий немногим уступает «Дэвису-Эллисону», причем филологические нюансы изложены проще и доступнее.

2. Литература для изучения курса Новый Завет «Богословие апостола Павла».

  • Бил, Г. К., и Д. Карсон, ред., Ветхий Завет на страницах Нового. Том IV: Послания апостола Павла(Черкассы, Коллоквиум, 2015).
  • Бокэм, Р. Иисус и женщины. Роль женщин в первоначальном христианстве (Москва: ЭКСМО, 2015).
  • Макрей, Дж., Жизнь и учение апостола Павла (Черкассы: Коллоквиум, 2009).
  • Райт, Н.Т., Что на самом деле сказал апостол Павел (Москва: ББИ, 2003).
  • Хаакер, К., Богословие Послания к Римлянам (Москва: ББИ, 2006).
    Хейз, Р., Отголоски Писания в Посланиях Павла (Черкассы: Коллоквиум, 2011).
  • Ястребов, Г., Работа с научной литературой по Новому Завету (Москва: СФИ, 2014).
    Barclay, J. Pauline Churches and Diaspora Jews (Tübingen: Mohr Siebeck, 2011).
  • Blum, A. Pseudepigraphie und literarische Fälschung im frühen Christentum (Tübingen: Mohr Siebeck, 2001).
  • Campbell, D. The Deliverance of God: An Apocalyptic Rereading of Justification in Paul (Grand Rapids: Eerdmans, 2009).
  • Donelson, L. Pseudepigraphy and Ethical Argument in the Pastoral Epistles (Tübingen: Mohr Siebeck, 2011).
  • Dunn, J. D. G. The Theology of Paul the Apostle (Grand Rapids: Eerdmans, 1998).
  • Horsley, R. Covenant Economics: A Biblical Vision of Justice for All (Louisville: Westminster John Knox Press, 2009).
  • Keener, C. Paul, Women, and Wives: Marriage and Women’s Ministry in the Letters of Paul (Grand Rapids: Baker Academic, 1992).
  • Kim, S., Christ and Caesar: The Gospel and the Roman Empire in the Writings of Paul and Luke (Grand Rapids: Eerdmans, 2008).
  • Sanders, E., Paul and Palestinian Judaism (London: SCM Press, 1977).
  • Silva, M. “Faith Versus Works of Law in Galatians,” / Justification and Variegated Nomism: The Paradoxes of Paul(ed. D. A. Carson, Peter T. O’Brien, Mark A. Seifrid; WUNT 181; Grand Rapids: Baker, 2004), 217-248.
  • Wilder, T. Pseudonymity, the New Testament, and Deception (Lanham: University Press of America, 2004).
  • Wilson, R. Colossians and Philemon (London: T & T Clark, 2005)