Дистанционный курс «Новый завет»
Стоимость 1 семестра: 10 000 руб. (при оплате по семестрам)
Стоимость курса: 18 000 руб. (при оплате за курс)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (ДИСТАНЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
по профилю основной профессиональной образовательной программы «Теология»
НОВЫЙ ЗАВЕТ
1 часть
Нагорная проповедь
1. Цель освоения дисциплины:
Курс предназначен для учащихся по программе дополнительного образования ББИ, разработан в соответствии с концепцией программы «Теология» и включает в себя экзегетический анализ новозаветных текстов, наиболее показательных с историко-критической и богословской точек зрения. Цель курса в том, чтобы познакомить слушателей с основными научными концепциями и толкованиями Нового Завета. В данной части рассматривается проблема сложения корпуса четырех евангелий и книги Деяний апостолов. Тексты рассматриваются в контексте всего корпуса Нового Завета, а также на фоне исторической ситуации эпохи, что создает более насыщенный контекст для полноты представления о смысле этих книг. В курсе используются также элементы герменевтического и текстологического анализа, при этом учитывается языковая проблема и дается богословский анализ текстов.
2. Настоящий курс решает следующие основные задачи:
- освоение системного комплекса знаний о новозаветных текстах и главных богословских темах, в них содержащихся;
- овладение навыками анализа новозаветных текстов с богословской точки зрения;
- ознакомление с современными экзегетическими концепциями. В результате освоения данного курса слушатель сможет приобрести следующие компетенции:
Знания:
- специфики новозаветных текстов и их богословской проблематики;
- различных толкований и интерпретаций этих тем у древних и современных авторов; — особенностей толкования и интерпретаций в зависимости от переводов;
- проблематики современных библейских исследований.
Умения:
- воспринимать новозаветные тексты как источник формирования богословских взглядов древней церкви; — анализировать новозаветные тексты, привлекая разные переводы и комментарии;
- составить целостную картину новозаветного богословия, опираясь на разбросанные в тексте высказывания новозаветных авторов;
- понимать динамику развития христианских представлений о мире в ранний период.
3. Содержание программы курса.
- Заповеди блаженств. Композиция блаженств: закономерности в последовательности. Блаженства ветхозаветные и новозаветные. Значение Ветхого Завета для понимания блаженств.
- Отношение Иисуса к Закону Моисееву. Роль и смысл Закона в Новом Завете («ни одна йота…»). Отношение Иисуса к Закону в сопоставлении с учениями фарисеев и ессеев. Отношение Иисуса к Закону и Павлово учение об «оправдании верой». Роль дел и веры в спасении.
- «Вы слышали, что сказано…»«Антитезы» или дополнение? Некорректность понятия«антитеза». Мессианское истолкование ветхозаветных заповедей. Смысл аскезы в учении Иисуса. Отношение к насилию и ненасилию.
- Учение о молитве. Молитва Господня в сопоставлении с древними иудейскими молитвами. Ветхозаветные темы и обетования в молитве Господней. Царство как настоящая и как будущая реальность в молитве Господней. Смысл понятия epiousios. Вопрос о заключительном славословии.
- Учение о духовных и земных благах. Социальное учение Нагорной проповеди: отношение к достатку и заработку. Учение Иисуса о земных благах и практика первохристианских общин (иудеохристианских и языкохристианских).
- Два пути. Учение о двух путях в контексте Ветхого Завета. Тема лжеучителей и лжепророков.
- Нагорная проповедь в контексте Нового Завета. Темы Нагорной проповеди в других текстах Нового Завета. Сопоставление Нагорной проповеди с «проповедью на равнине» (Евангелие от Луки). Нагорная проповедь и этическое учение иудеохристианских общин (Послание Иакова, Послание Иуды). Нагорная проповедь и учение апостола Павла.
2 часть.
Богословие апостола Павла.
- Апостол Павел и имперская власть. Введение. Отношение к власти в Ветхом Завете. Святоотеческая интерпретация ветхозаветных и новозаветных цитат о власти. 13 глава послания к Римлянам. Исторический и культурный контекст послания Павла. Отношение к власти, как частный случай отношения к врагам.
- Апостол Павел и иерусалимская община. Взаимоотношение апостола Павла с галатами, миссионерская деятельность. Писание и предание. Антиохийский инцидент. Проблема хронологии.
- Апостол Павел и иудаизм. Послание к Галатам. Иудео-христианство и языко-христианство. Обращение апостола Павла. Переосмысление Павлом Писания. Принятие Павла Иерусалимской общиной.
- Псевдоэпиграфика в посланиях апостола Павла. Псевдоэпиграфика. Отношение к псевдоэпирафам в ранней церкви. Служение женщин в павловых церквах. Роль женщин в Евангелиях. Послание к Коринфянам 11: пророчество женщин. Послание к Коринфянам 14:34-35 «Жены ваши в церквах да молчат». 1 Послание к Тимофею 2:11-15 «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью».
- Отношение к рабовладению в Павловых посланий. Отношение к рабовладению в Библии. История отношения к рабовладению. Исторический контекст посланий Павла. Послание к Филимону.
4. Распределение часов по темам и видам работ (1 семестр):
№ | Разделы и темы дисциплины | Всего часов | Лекции (в часах) | Семинары (в часах) | Практические занятия (в часах) | Самостоятельная работа (в часах) |
Тема 1 | Заповеди Блаженств | 2 | 6 | |||
Тема 2 | Отношение Иисуса к Закону Моисееву | 2 | 6 | |||
Тема 3 | Вы слышали, что сказано… | 2 | 6 | |||
Тема 4 | Учение о молитве | 2 | 6 | |||
Тема 5 | Учение о духовных и земных благах | 2 | 6 | |||
Тема 6 | Два пути | 2 | 6 | |||
Тема 7 | Нагорная проповедь в контексте Нового Завета | 2 | 6 | |||
Семинар | ||||||
Итоговая работа | 12 | |||||
Итого по дисциплине | 68 | 42 |
5. Распределение часов по темам и видам работ (2 семестр):
№ | Разделы и темы дисциплины | Всего часов | Лекции (в часах) | Семинары (в часах) | Практические занятия (в часах) | Самостоятельная работа (в часах) |
Тема 1 | Павел и имперская власть | 2 | 6 | |||
Тема 2 | Павел и иерусалимская община | 2 | 6 | |||
Тема 3 | Павел и иудаизм | 2 | 6 | |||
Тема 4 | Псевдоэпиграфика в посланиях апостола Павла | 2 | 6 | |||
Тема 5 | Отношение к рабовладению в Павловых посланий | 2 | 6 | |||
Итоговая работа | 6 | |||||
Квалификационная выпускная работа | 12 | |||||
Итого по дисциплине | 58 | 10 | 30 |
6. Виды самостоятельной работы слушателей:
1 семестр «Нагорная проповедь»
Написание реферата по лекциям о Мф 5:1-37.
Разобрать этот большой отрывок на несколько смысловых отрывков и кратко пересказать суть каждого.
Внимание: это НЕ задание на работу с комментариями или самостоятельное мышление. Проверяется степень усвоения материала.
Реферат должен составлять не менее 15 тыс. знаков (с пробелами).
Написание эссе на одну из предложенных тем:
- Ветхозаветный контекст заповедей блаженства.
- Антитеза о гневе в иудейском и греко-римском контексте.
- Антитеза о разводе: интенция и иудейский контекст.
- Антитеза о любви к врагам в иудейском и греко-римском контексте.
- Речение о нерушимости Закона в Мф 5:17-20 и антитезы: противоречие или когерентность?
- «Золотое правило» в Евангелии от Матфея и его предшественники в иудейской и греко-римской традиции: сопоставление.
- «Золотое правило» и заповедь о любви в Евангелии от Матфея: сопоставление.
Литература:
- Луц, У. Нагорная проповедь (Мф 5-7)// Словарь «Иисус и Евангелие». ББИ., М., 2014.
- Спорные попытки реконструировать историю традиции, но качественный филологический анализ и ценный раздел по истории интерпретации.
- Дэвидсон, Р. Пламя Яхве. Сексуальность в Библии Дэвисона «Пламя Яхве». Эксмо, 2015.
Инстон–Брюер, Д. Развод и повторный брак в церкви. 2003
2 семестр. Самостоятельные работы по курсу Новый Завет «Богословие апостола Павла»
Темы рефератов:
- Павел и иерусалимская община.
- Антиохийский инцидент: причины, ход, результаты.
- Отношение Павла к Римской империи.
- Женское служение в Павловых церквах.
- Отношение Павла к рабству.
7. Оценка качества освоения программы:
Рефераты и эссе:
Итоговая аттестация — рефераты и эссе оцениваются преподавателем по пятибалльной системе и сопровождаются отзывом.
8. Кадровое обеспечение (список составителей программы дисциплины):
Глеб Гарриевич Ястребов
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
1. Литература для изучения курса Новый Завет «Нагорная проповедь».
Основная литература:
- Иероним Стридонский, Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея (Москва, 1998).
- Одно из классических толкований святоотеческой эпохи.
- Луц, У.Нагорная проповедь (Мф 5-7) (Москва, 2014). Спорные попытки реконструировать историю традиции, но качественный филологический анализ и ценный раздел по истории интерпретации.
- Флуссер, Д. Иисус (Урал LTD, 1999). Давид Флуссер, крупный знаток раввинистической литературы, хорошо показывает укорененность учения Иисуса в иудаизме.
Дополнительная литература:
- Bruner, F. D.The Christbook: A Historical/Theological Commentary (2 vols.; Grand Rapids: Eerdmans, 2004). Размышления пресвитерианского библеиста, активно учитывающие церковную экзегезу разных времен (в том числе святоотеческую), уделяют основное внимание богословской стороне текста. Написано живо и неординарно.
- Davies, W. D., &D. Allison. A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel According to Saint Matthew (3 vols.; Edinburgh, 1988–1997). Самый монументальный из существующих комментариев на Евангелие от Матфея. Опять же история формирования текста реконструирована спорно (как признавал впоследствии Эллисон), и есть опасность за деревьями (деталями) не увидеть леса (общей богословской линии). Однако очень сильно поставлен филологический анализ.
- Nolland, J.The Gospel of Matthew: A Commentary on the Greek Text (Grand Rapids: Eerdmans, 2005). Либеральная англиканская библеистика в респектабельном проявлении. В своей обстоятельности комментарий немногим уступает «Дэвису-Эллисону», причем филологические нюансы изложены проще и доступнее.
2. Литература для изучения курса Новый Завет «Богословие апостола Павла».
- Бил, Г. К., и Д. Карсон, ред., Ветхий Завет на страницах Нового. Том IV: Послания апостола Павла(Черкассы, Коллоквиум, 2015).
- Бокэм, Р. Иисус и женщины. Роль женщин в первоначальном христианстве (Москва: ЭКСМО, 2015).
- Макрей, Дж., Жизнь и учение апостола Павла (Черкассы: Коллоквиум, 2009).
- Райт, Н.Т., Что на самом деле сказал апостол Павел (Москва: ББИ, 2003).
- Хаакер, К., Богословие Послания к Римлянам (Москва: ББИ, 2006).
Хейз, Р., Отголоски Писания в Посланиях Павла (Черкассы: Коллоквиум, 2011). - Ястребов, Г., Работа с научной литературой по Новому Завету (Москва: СФИ, 2014).
Barclay, J. Pauline Churches and Diaspora Jews (Tübingen: Mohr Siebeck, 2011). - Blum, A. Pseudepigraphie und literarische Fälschung im frühen Christentum (Tübingen: Mohr Siebeck, 2001).
- Campbell, D. The Deliverance of God: An Apocalyptic Rereading of Justification in Paul (Grand Rapids: Eerdmans, 2009).
- Donelson, L. Pseudepigraphy and Ethical Argument in the Pastoral Epistles (Tübingen: Mohr Siebeck, 2011).
- Dunn, J. D. G. The Theology of Paul the Apostle (Grand Rapids: Eerdmans, 1998).
- Horsley, R. Covenant Economics: A Biblical Vision of Justice for All (Louisville: Westminster John Knox Press, 2009).
- Keener, C. Paul, Women, and Wives: Marriage and Women’s Ministry in the Letters of Paul (Grand Rapids: Baker Academic, 1992).
- Kim, S., Christ and Caesar: The Gospel and the Roman Empire in the Writings of Paul and Luke (Grand Rapids: Eerdmans, 2008).
- Sanders, E., Paul and Palestinian Judaism (London: SCM Press, 1977).
- Silva, M. “Faith Versus Works of Law in Galatians,” / Justification and Variegated Nomism: The Paradoxes of Paul(ed. D. A. Carson, Peter T. O’Brien, Mark A. Seifrid; WUNT 181; Grand Rapids: Baker, 2004), 217-248.
- Wilder, T. Pseudonymity, the New Testament, and Deception (Lanham: University Press of America, 2004).
- Wilson, R. Colossians and Philemon (London: T & T Clark, 2005)