Дистанционный курс «Богословие и наука»

Записаться на курс


Стоимость 1 семестра: 10 000 руб. (при оплате по семестрам)

Стоимость курса: 18 000 руб. (при оплате за курс)


В современном мире диалог науки и богословия приобретает острую актуальность, особенно в условиях стремительно развивающихся социокультурных процессов, бросающих вызов и традиционной религии, и классической научной мысли. Диалог науки и богословия не предполагает смешения парадигм, методов или языков, он направлен на поиск точек пересечения и ответов на постоянно возникающие вызовы и ключевые вопросы, касающиеся мира и человека.

ББИ много лет занимается развитием диалога богословия и науки, организует конференции, разрабатывает новые учебные программы и проводит различные образовательные курсы. ББИ — первое учебное заведение в Москве, получившее государственную аккредитацию по специальности «теология», и признанный лидер в издании академической богословской литературы. Серия «Богословие и наука» — одно из приоритетных направлений издательства, вызывающая неизменный интерес у широкого круга читателей.

Содержание курса

Дистанционный курс «Богословие и наука» имеет междисциплинарный инновационный характер. Целью курса является обзор основных концепций естествознания в гуманитарной и богословской перспективе и выявление проблем взаимоотношения научного и богословского дискурсов. Курс предполагает совмещение культурологического (место естествознания в европейской культуре), философского (понимание природы естествознания), богословского (богословские аспекты развития европейской науки и ее основных парадигм) и исторического (генезис естественнонаучных идей) и антропологического аспектов.

Изучение этапов развития и взаимного влияния научного и религиозного мировоззрений, с акцентом на христианскую антропологию, с фундаментальными богословско-философскими представлениями и идеями, составляющими христианское мировоззрение; роли христианства в становлении Европейской цивилизации; изучение исторических мировоззренческих и

В современном мире диалог науки и богословия приобретает острую актуальность, особенно в условиях стремительно развивающихся социокультурных процессов, бросающих вызов как традиционной религии, так и классической научной мысли. Диалог науки и богословия не предполагает смешения парадигм, методов или языков, он направлен на поиск точек пересечения и ответов на постоянно возникающие вызовы и ключевые вопросы, касающиеся мира и человека.

ББИ много лет занимается развитием диалога богословия и науки, организует конференции, разрабатывает новые учебные программы и проводит различные образовательные курсы. Серия «Богословие и наука» — одно из приоритетных направлений издательства ББИ, вызывающая неизменный интерес у широкого круга читателей.

Предмет курса – взаимоотношения науки и религии в исторической перспективе и выявлекние основных проблем взаимодейсивя нуки и богословия и путей их решения.

Цель курса – формирование у слушателей комплексного представления о взаимоотношениях религии и науки в контексте появления и становления научного знания, а также методологических соотношений между естественнонаучным, философским знанием и христианством.

Задачи:

  • дать полноценное представление об основных проблемах, возникающих на стыке богословия, философии и науки и познакомить с существующими подходами к решению этих проблем;
  • рассмотреть взаимоотношение христианства, философии и науки в исторической перспективе;
  • выяснить роль и значение христианского мировоззрения в научной деятельности;
  • сформировать позитивное отношение у студентов к овладению профессиональными компетенциями в области теологического знания, традиционных духовных ценностей общества и человека, взаимовлияния науки и теологического образования, религиозной культуры и философии; -подготовить студентов к деятельности в сфере государственно-конфессиональных, межконфессиональных и общественных отношений с соответствующей социальной активностью в научно-просветительском духовно-нравственном служении.

Дисциплина направлена на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

  • способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
  • готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
    способность использовать знания в области информационных технологий для решения задач профессиональной деятельности.
  • готовность использовать знания фундаментальных разделов теологии для решения научно-исследовательских задач по направлению «Богословие и наука»;
  • способностью адаптировать и применять общие методы к решению нестандартных теологических проблем;
  • готовностью к критической оценке больших массивов информации по широкому спектру теологических вопросов, к самостоятельной экспертной деятельности по вопросам, связанным с теологической проблематикой, и руководству экспертно-консультативными группами;

Дистанционный курс «Богословие и наука» предполагает, прежде всего, самостоятельную работу с литературой (большая часть которой издана в ББИ), написание рефератов и контрольных работ, а также консультации с самыми известными специалистами в области науки и богословия.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать и понимать:

  • специфику осмысления в христианской традиции основных достижений естествознания и научно-технического прогресса;
  • связь и противоречия в трактовке и решении проблем, возникающих на стыке религиозного, философского и научного мировоззрений;
  • историю, причины формирования и основное содержание проблематики междисциплинарного проекта «богословие и наука»;
  • содержание понятий «наука» и «религия» и контекст их формирования в западноевропейской и отечественной культуре;
  • современную полемику о содержании и характере влияния религиозного фактора на процесс становления науки Нового времени;

Уметь:

  • Пользоваться понятиями и методами современного научного дискурса и религиозной апологетики;
  • Устанавливать связь между научно-философскими концепциями и соответствующими системами жизненных и культурных ценностей;
  • Использовать различные модели и типологии взаимоотношений религии и науки вести самостоятельную научно-исследовательскую деятельность, в том числе архивного характера, в рамках научного направления «Богословие и наука».

Владеть:

  • Историческими методами анализа культурных явлений и развития научной и богословской мысли;
  • Философскими методами анализа развития научной деятельности (постпозитивистская методология философии науки);
  • Социологическими методами анализа формирования содержания научной деятельности (методология социального конструктивизма и др.);
  • Богословскими методами анализа текстов.

Курс предназначен для людей, имеющих высшее образование и желающих повысить свою квалификацию. Курс рассчитан на один год (2 семестра, 144 часа, 4 кредита), срок его изучения может корректироваться с учетом индивидуальных пожеланий слушателя, но не может составлять больше 2 лет. Программа курса включает в себя 3 блока тем: «Общие вопросы диалога науки и религии», «Наука и религия: история взаимоотношений», «Современные вопросы науки и богословия». Для изучения дисциплины слушатели необходимо иметь знания по основам богословия, истории, истории религии, концепциям современного естествознания и других наук.

Успешно выполнившие программу получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца и имеют преимущественное право поступления в Летний институт по богословию и науке (ЛИБН).

Дистанционный курс может стать одним из модулей программы профессиональной переподготовки, которая предполагает набор курсов по различным богословским дисциплинами в размере 270 часов и выдачу диплома установленного образца.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа, 4 зачетных единицы.

Общие вопросы диалога науки и религии. 

Тема 1. Наука и религия: кризис конфликтной парадигмы.

Эволюция конфликтной парадигмы. История и предпосылки возникновения парадигмы конфликта между наукой и религией. Природа мировоззрения и философская генеалогия понятия «мировоззрение». Мировоззренческие претензии науки и религии и принцип демаркации. Культурологический аспект демаркационной проблемы. Преодоление конфликтной парадигмы: многообразие альтернатив. Способы соотношения науки и религии по Барбуру. Модели взаимодействия: конфликт, независимость, диалог, синтез, согласие.

Тема 2. Естествознание и богословие: история и перспектива отношений.

Естествознание и богословие: место и роль в культуре. Культурологическая типология отношений: средневековая, возрожденческая и нововременная ситуации. Естествознание и секуляризация культуры. Неклассическая наука и богословие Нового времени. Естествознание и богословие в ситуации постмодерна. Естествознание и богословие: многообразие подходов.

Тема 3. Наука и религия в античности.

Миф, философия, наука. Космоцентризм досократиков. Античный идеал рациональности (Фалес, Пифагор, Парменид, Зенон). Статус научного знания: между Платоном и Аристотелем. Аристотель и эллинистическая ученость: основные парадигмы античной науки. Эратосфен, Евклид, Архимед, Птолемей. Геометрия, астрономия, механика. Александрийский Мусейон и рождение филологии. Наука и религиозный синкретизм (неоплатонизм, неопифагореизм). Трансформация античного научного знания в арабской и европейской культурах. Христианская рецепция античного научного знания как критика языческого богословия.

Тема 4. Наука и религия в Средние века и эпоху Возрождения.

Средневековая наука как «протонаука Нового Времени». Развитие астрономического знания, совершенствование системы Птолемея. Христианство и десакрализация Мира. Структура средневекового научного знания: квадривиум (астрономия, арифметика, геометрия и музыка) и тривиум (грамматика, риторика, диалектика), оптика и метафизика света, география, астрология и алхимия. Текстология средневековой науки. Герменевтическая перспектива средневекового знания. Книга Природы в восточно-христианской традиции. Шестоднев в понимании отцов каппадокийцев. Конфликт византийских космологий: структура космоса по Косме Индикоплову и Иоанну Филопону. Образование и наука в Византии. Наука и апофатическое богословие «отвержения Мира».
Развитие научного знания в начале XIV века в университетах Парижа и Оксфорда. Критика аристотелизма как предпосылка развития новоевропейского естествознания. Доминиканская (св. Фома Аквинский) и францисканская (св. Бонавентура) схоластические классификации наук. Оксфордская школа. Возрожденческая трансформация наук: от алхимии к химии, от астрологии к астрономии, «натуральная магия». Разрушение антиномичности и операциональный идеал. Трансформация мировоззрения — переход от теоцентрической к антропоцентрической картине мира, роль, которую приобретает творец, мастер, художник и гений в эпоху возрождения.

Тема 5. Генезис европейской науки в ХУII веке.

Операциональность науки Нового времени.). Птолемеевская и коперниканская астрономии: от внутринаучной к культурологической перспективе. Галилей и экспериментальный метод. Научная риторика и «дело Галилея». Галилей и институализация естествознания через метафору Книги Природы. «Знание — сила» (Ф. Бекон. Значение эксперимента в жизни Кеплера и поиск гармонии мира. Реформация и генезис европейского университета. Научные общества. Эволюция математики и ее культурной роли: алгебраисты, математический анализ (Декарт, Паскаль, Лейбниц, Ньютон). Рождение математического символизма. «Математические начала натуральной философии» (Ньютон). Богословие Ньютона. Метафора машины или механизма: богословские истоки и культурные потенции. Механицизм: картезианство и ньютонианство.

Тема 6. Неклассическая наука.

Кризис классического естествознания. Теория относительности и квантовая механика. Проблема научного языка. Операционализм и махизм. Принцип соответствия. Реляционная концепция пространства–времени. Пространство–время и культурологическая идея. Богословская критика теории относительности. Общая теория относительности и идея теории единого поля. От принципа соответствия к принципу дополнительности (Бор). Корпускулярно–волновой дуализм. Волновая механика Шредингера. Принцип неопределенности Гейзенберга. Теорема Геделя в контексте претензии науки на получение предельного объяснения «всего». Принцип запрета Паули. Наука и богословие: версии взаимодействия у творцов неклассического естествознания (Планк, Эйнштейн, Гейзенберг). Физика элементарных частиц: основные идеи и результаты. Фундаментальные взаимодействия. Платонизм и теоретическая физика (Гейзенберг). Идея симметрии. Общекультурные следы неклассической физики (Эйнштейн, Паули, Бор). Наука и «картина Мира»: преодоление картинности. Холистические идеи в квантовой механике и их богословские интерпретации.

Тема 8. Космология и богословие.

Основные космологические модели: стационарная, расширяющаяся, пульсирующая Вселенные. Теория Большого Взрыва и реликтовое излучение. Большой взрыв и богословие творения. Проблема нейтрино. Симбиоз космологии и физики элементарных частиц. Происхождение вещества. Концепция мультивселенной, проблема темной материи и темной энергии. Научные, философские и богословские дискуссии о проблеме мультивселенной. Проблема тонкой настройки параметров Вселенной и ее решение с научной, философской и богословской точек зрения. Новая телеологическая аргументация в контексте тонкой настройки и антропного принципа. Космология и антропный принцип: естественнонаучная и богословские перспективы.

Тема 9. Проблемы эволюции.

Эволюционная и катастрофическая парадигмы в биологии и богословие творения. Клеточная теория. Молекулярная биология. Законы Менделя и рождение генетики. Наследственная информация, ген и ДНК. Генетический код и генная инженерия. Проблема клонирования. Этология и социобиология. Биоэтика и ее статус. Эволюция и христианское богословие: многообразие подходов. История рецепции эволюционной парадигмы в христианском богословии. Модель теистической эволюции: достоинства и недостатки подхода. Анализ идей «научного креационизма» с богословской и естественнонаучной точек зрения. Теория «Разумного замысла» М. Биха и У. Дембски: критический анализ концепции. Альтернативные модели соотнесения эволюции и христианского богословия: теология «кожаных риз», ее достоинства и недостатки. Необходимость дальнейшего осмысления эволюционизма в контексте христианского теизма.

Основная литература:

Барбур И. Религия и наука. История и современность. — М., ББИ, 2000.
Барбур И. Этика в век технологии. — М., ББИ, 2001.
Брук Дж. Наука и религия. Историческая перспектива. М., ББИ 2004.
Вшолек. С. Рациональность веры. Пер. с польского. М., ББИ 2005.
Жичинский Ю. Бог и творение. Очерк теории эволюции. М., ББИ 2007
Еротич. В. Психологическое и религиозное бытие человека. Пер. с сербского. М., ББИ 2004.
Крейг У.,Д. Морленд. Новое естественное богословие. М., ББИ, 2014.
Кюнг. Г. Начало всех вещей. Естествознание и религия/Пер.с нем. М., ББИ 2007.
Кюнг. Г. Фрейд и будущее религии. М., ББИ, 2013.
Мерфи Н., Эллис Дж. О нравственной природе вселенной. Богословие, космология и этика. М., ББИ 2004.
Мольтман Ю. Наука и мудрость. К диалогу естественных наук и богословия. М., ББИ 2005
Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание. М., ББИ 2006.
Пикок А. Богословие в век науки: модели бытия и становления в богословии и науке. М., ББИ, 2004.
Пикок А. Эволюция — тайный друг веры. М., ББИ, 2013.
Полкинхорн Д. Вера глазами физика. — М., ББИ, 1998.
Полкинхорн Д. Наука и богословие. Введение. М., ББИ, 1998.
Пэттисон Дж. Размышления о Боге в век технологий. М., ББИ, 2011.
Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. — М., ББИ, 2002.
Тайсен Г. Библейская вера в эволюционной перспективе. М., ББИ, 2009.
Торранс Т. Пространство, время и воплощение. М., ББИ, 2010.
Хеллер М. Творческий конфликт. О проблемах взаимодействия научного и религиозного мировоззрения. М., ББИ, 2005.
Хайстин В.Один в мире? Уникальность человека в науке и богословии. М., ББИ, 2013.
Хот. Д. Бог после Дарвина. Богословие эволюции. М., ББИ, 2011.

Дополнительная литература:

Богословие творения. Под ред. А. Бодрова и М. Толстолуженко. М., ББИ, 2013.
Вера и знание: взгляд с Востока. Под ред. Терезы Оболевич. М., ББИ, 2014.
Далекое будущее вселенной. Эсхатология в космической перспективе.
Под ред. Дж.Эллиса. М., ББИ, 2012.
Маркова Л. А. Теология в эпоху постмодернизма// Вопросы философии, 1999, №2.
Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
Научное и богословское осмысление предельных вопросов: космология. Творение, эсхатология. Под ред. А.Гриба. М., ББИ, 2008
Ответственность религии и науки в современном мире. Под ред. Г.Гутнера. М., ББИ, 2007.
Пикок А. Природа и Бог // Страницы, 1996, №2.
Суинберн Р. Есть ли Бог? М., ББИ, 2006.
Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М., 1990.
Pannenberg W. Theology and the Philosophy of Science. London, 1976.
Peters T. Theology and Natural Sciences // The Modern Theologians. Ed. by D. F. Ford, Cambridge, 1997.
Peters T. GOD — The World’s Future: Systematic theology for a postmodern era. Minneapolis, 1992.
Peters T. (ed.). Cosmos as Creation: Science and theology in consonance. Nashville, 1989.
Pannenberg W. Theology and the Philosophy of Science. London, 1976.
Pannenberg W. Toward a Theology of Nature. Louisville, KY,1993.
Torrance T. D. Reality and Scientific Theology. Edinburgh, 1985.
Torrance T. D. Theological Science. Oxford, 1969.
Peacocke A. Theology for a Scientific Age. (Minneapolis,1993, first published in Oxford, 1990).
Peacocke A. God and the New Biology. San Francisco, 1986.
Murphy N. C. Theology in the Age of Scientific Reasoning. Ithaca, NY, 1990.
Post-secular Philosophy: Between philosophy and theology. Ed. by Blond P. London, NY, 1998.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация по данному курсу проводится в виде написания творческой работы по темам, предложенным в последнем, третьем, блоке программы. Темы являются обобщающими для всего курса. Для работы над этими темами слушателю необходимо привлечь знания по всему курсу «Богословие и науки», а также продемонстрировать самостоятельность мышления и творческий подход к разрабатываемым тезисам.

Тема для итоговой работы может быть выбрана самим слушателем и согласована с научным руководителем курса.

Преподаватели курса:

Протоиерей Димитрий Кирьянов, канд. богословия, канд. философских наук, зав. кафедрой богословия Тобольской духовной семинарии, член Синодальной Библейско-богословской комиссии.

Нестерук Алексей Всеволодович, кандидат физико-математических наук, профессор Портсмутского университета, научный сотрудник Института православных исследований в Кембридже (Великобритания), преподаватель Библейского богословского института св. ап. Андрея.

Шевченко Александр Алексеевич, кандидат философских наук, преподаватель Воронежской православной духовной семинарии, преподаватель Библейского богословского института св. ап. Андрея.

Правила поступления

Для того, чтобы узнать о правилах поступления, перейдите по ссылке

Методические рекомендации для студентов

Обучение осуществляется дистанционно с использованием интернет-технологий.

Получив уведомление о зачислении, слушатель оплачивает обучение (приказ об оплате). Ознакомившись с планом обучения и списком рекомендованной преподавателем литературы, обучающийся имеет возможность заказать ее в ББИ на сайте издательства.

Изучение литературы первого блока завершается обсуждением предложенных преподавателем вопросов, индивидуальным ответом на контрольные вопросы, выполнением заданий (подготовка реферата, эссе, сообщения и др.), прохождением тестирования и сдачей итогового зачета (экзамена). Только после положительной оценки преподавателем работы слушателя по предыдущему блоку, ему предоставляется список литературы и задания по второму блоку.

Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию в форме написания эссе, получают удостоверение о повышении квалификации. Удостоверение может быть выслано по почте.

Успешное окончание программы обучения дает право внеконкурсного зачисления в Летний институт, после завершения обучения в котором слушателю может быть выдан диплом о профессиональной переподготовке (объем программы от 270 часов).